Дарья Криулина
Музыкально — дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в сомом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения и сенсорного воспитания детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.
Публикация «Музыкально — дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Можно провести такую классификацию музыкально-дидактических игр :
— игры с игрушками :
— игры с картинками;
— игры хороводные;
— игры подвижные.
Музыкально-дидактические игры в Программе воспитания и
обучения в детском саду (1987 г.) включены в раздел «Игра» во всех возрастных группах, там же конкретно определены требования к детям по каждой задаче.
Практика показала, что для выполнения программных задач,
поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре,
необходимо проводить игровые упражнения и варьировать игры,
постепенно повышая предъявляемые к детям требования.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию
музыкально-творческих способностей детей. В магазинах и во
многих детских садах имеются различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют сенсорному воспитанию и развитию музыкально-творческих способностей : «Музыкальная книжка»,
«Чья это музыка?», «Музыкальное домино», «Музыкальное лото»
и др. Увеличивается ассортимент озвученных игрушек и детских
музыкальных инструментов. Пособия и игры красочно оформляются (при этом используются рисунки и иллюстрации из старых детских книг и журналов).
Такие игры организуются и во время занятий, и в свободное
от занятий время с учетом индивидуальных особенностей детей
под руководством воспитателей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится ее полноправным участником.
Игра — прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно
выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно в основном играм самых маленьких ребят (младших дошкольников). Поэтому
педагог при проведении игры стремится к тому, чтобы ребенок, следуя его образцу и образцу других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.
Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу», «Матрешки», «Колобок», «Знакомые песни»; с подгруппой — «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живет?»
Малоактивные, застенчивые дети отказываются включаться в
игру, где участвует много детей, но зато охотно принимают участие в играх только для двоих, таких как «Кто первый?» или «Определи и повтори!».
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности
детей в каждой возрастной группе должны быть «музыкальные
утолки», где есть все необходимое оборудование, в том числе и
музыкально-дидактические игры данной возрастной группы.
Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители. Периодически должны проводиться смотры групп по оснащению дидактическим оборудованием, большое
внимание при этом обращается на творчество в создании и
оформлении пособий. Музыкально-дидактические игры в «музыкальном уголке», надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят.
Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать
стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются разные отношения между детьми, проявляются определенные черты их характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.
Музыкальные уголки» создаются в детских учреждениях с
учетом возрастных особенностей детей. В «уголках» старших групп помещают картинку или фотографию, изображающую самостоятельную музыкальную деятельность детей : например, дети играют на дудочке или другом инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки : дудочки, домры, колокольчики, балалайки, погремушки, бубны, детские пианино, металлофоны, музыкально-дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель с детьми во вторую половину дня («Что делает кукла?». «Определи!», «Где детки?» и многие другие).
Для детей младшего возраста в «музыкальные уголки» помещают игрушки-забавы, которые также обыгрываются воспитателем
(мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) : например, воспитатель усаживает детей полукругом, рассказывает сказку о том, как обезьянка хотела попасть в детский сад, как она долго искала его, а когда нашла, решила повеселиться с детьми.
Обезьянка танцует, а дети хлопают. Затем педагог предлагает всем повеселиться с гостьей.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к
самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от
времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном
уголке, пополнять его новым оборудованием.
В организации и проведении музыкально-дидактических игр,
таких как «Наши любимые пластинки», «Любим слушать музыку», «Определи!» и др., большую помощь оказывают воспитателю
наборы пластинок, выпущенные студией «Мелодия» специально для
детских садов.
Все это дает возможность воспитателям интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире использовать музыкальный материал для развития сенсорных и музыкально-творческих способностей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ДЛЯ развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала)
Игры на различение звуков по высоте:
1. «Птица и птенчики».
2. «Чей домик?»
3. «Где мои детки?»
1. «Чудесный мешочек».
2. «Подумай и отгадай!»
3. «Курица и цыплята».
4. «Угадай-ка!»
5. «Кто в домике живет?»
6. «Найди игрушку!»
7 .«В лесу».
8. «Буратино»
Игры для развития чувства ритма:
1. «Прогулка»
2. «К нам гости пришли.
3. «Что делают дети?»
4. «Зайцы».
Игры для развития тембрового слуха:
1. «Нам игрушки принесли».
2. «Колпачки».
3. «Наш оркестр».
МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ АЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОАЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры для развития звуковысотного слуха:
1. «Музыкальное лото».
2. «Ступеньки».
3. «Угадай колокольчик!»
4. «Найди нужный колокольчик!»
5. «Три поросенка».
6. «Подумай и отгадай!»
Игры на развитие чувства ритма:
1. «Прогулка».
2. «Наше путешествие».
3. «Определи по ритму!»
4. «Учитесь танцевать».
5. «Выполни задание!»
Игры на развитие тембрового слуха:
1. «Определи инструмент!»
2. «На чем играю?»
3. «слушаем внимательно!»
4. «Музыкальные загадки».
Игры на развитие дидактического слуха :
1. «Громко – тихо запоем!»
2. «Колобок»
3. «Найди щенка!»
Игры на разлитие памяти и слуха:
1. «Сколько нас запоет?»
2. «Слушаем музыку!»
3. «Наши песни».
4. «Волшебный волчок».
5. «Что делают в домике?»
6. «Назови композитора!»
7. «Веселая пластинка».
8. «Какая музыка?»
Игры для развития детского творчества:
1. «Музыкальный телефон».
2. «Музыкальная шкатулка».
3. «Веселый маятник».
4. «Наши любимые пластинки».
5. «Музыкальная карусель».
6. «Музыкальный магазин».
Приведем примеры и описание некоторых из этих игр.
Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото
Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой
нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры : ребенок-ведущий играет мелодию на одном инструменте вверх — вниз или на одном звуке. Дети должны на карточках выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Ступеньки
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат-
решка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры : ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение
мелодии вверх — вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх — вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.
Криулина Дарья