Зоя Артеменко
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма и пения детей
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности
Детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.
Публикация «Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма и пения детей» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка.
Поэтому в практической части работа велась по двум этапам:
подготовительный
основной
На подготовительном этапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
Были использованы музыкально-дидактические игры Кононовой Н. Г., Комиссаровой Л. Н., Костиной Э. П., Михайловой М. А. На занятие к детям всегда приходил игровой персонаж Незнайка. Дети общались с ним, выступали в роли старших товарищей и «учителей», когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Незнайка в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.
Я использовала следующие игры :
«Подумай и отгадай»
Цель: придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностей нот.
Материал: карточки (по числу играющих, на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход: Детям раздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие мелодии: «Зайчик» Н. Старокадамского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодии и поднимают соответствующие карточки.
В качестве усложнения на следующем занятии детям было предложено прохлопать соответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать придумать свои, очень простые.
На следующем занятии дети уже должны были под песню «Вместе весело шагать» попробовать показать движениями героев: зайка прыгает -используются четвертные и восьмые ноты; медведь - целые ноты и половинки; птички - восьмые и шестнадцатые.
Эта музыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.
«Прогулка»
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры : Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».
Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, -снова быстрые и ритмичные удары». Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
«Научи матрешек танцевать»
Игровой материал: большие и маленькие матрешки.
Ход: У взрослого в руках большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Во поле березка стояла», «Ах вы сени.», «Вместе весело шагать», «Солнечная капель». Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.
Эта музыкально-дидактическая игра использовалась в качестве индивидуальной работы и на музыкальном занятии.
«Определи по ритму»
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек). Играющим раздается 2-3 карточки.
Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, -используются деревянные ложки, барабан, знакомых детям: «Ах вы сени», «Во поле береза стояла» русские народные песни, «Сегодня мамин праздник», Парцхаладзе, «Солнечная капель» Соснин, «Разноцветная игра», «Воробушки» М. Красева.
Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными: медленные удары в барабан - идет медведь, звон колокольчика - птичка летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого.
Примеры карточек и ритмических рисунков были самые разнообразные.
«Тень-тень»
Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме:
песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста
дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок.
пение по ролям : взрослый - автор, а дети - герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза).
Каждый ребенок прохлопывает свою роль.
пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него».
вся песня от начала до конца поется ладошками
когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями. «Укрась музыку»
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
Анализ и результаты проделанной работы
Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий.
Кроме того, для более успешного развития у старших дошкольников чувство ритма были использованы фрагменты системы элементарного музицирования австрийского композитора Карла Орфа.
В результате музыкальных занятий было выявлено:
слуховое внимание детей стало более организованным;
появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его звучащими жестами и на металлофоне;
улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию.
Заключение
Я пришла к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.