МААМ-картинки

Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте

Элла Колесник
Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Музыкально – дидактические игры :

их значение и особенности для развития способностей

в старшем дошкольном возрасте»

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывают музыкально – дидактические игры. Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, умение слышать силу и длительность звука.

Публикация «Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию, и требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, развивают внимание, находчивость.

Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют : в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам ребенка

- складывается полный комплекс музыкальных способностей;

- музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии интонационного восприятия, осознание музыки и ее индивидуальной интерпретации;

- более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке : дети не только предпочитают тот или иной вид деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам;

- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;

- на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

- усложнение задач и способов познавательной деятельности;

- обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;

- изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют : в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить полуфункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать, как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, правильно передавать ритмический рисунок песен.

В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого нужно использовать такие игры, как «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Узнай по ритму», «Учитесь танцевать» и другие.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой разного характера, учатся различать жанры, звучание музыкальных инструментов, высказываться о прослушанном произведении, иметь представление о средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, длительность, темп, ритм).

Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка с помощью импровизированных движений передают характер музыки.

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений по музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаясь с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических

занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку : выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения.

Большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей оказывают музыкально-дидактичекие игры. Например, в игре «Кто по лесу идет?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу, но и передавать движением того или иного персонажа. Игры «Песня - танец – марш»,

«Чей марш?», «Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать, в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.

Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные

музыкально-дидактичекие игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют воспитанию чувства товарищества и дружбы, развитию творческих способностей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте» Из содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным организацией, коммуникативная компетентность дошкольника.

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте. Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях.

Подвижные игры в старшем дошкольном возрасте. Хочу предложить Вашему вниманию наиболее любимую для детей серию игр, которые я использую из сборников и пособий известных авторов (М. Ю. Картушиной,.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно – конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Задачи 1. Развитие сюжета а) Развивать сюжет.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Современные сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте Дети в дошкольном возрасте проходят большой путь развития. Именно в этот период они многое узнают и многому учатся. Оттого, как дети освоят.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет дальнейшее приобщение к миру взрослых. . Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 10:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Элла Колесник (УИ 917611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД