Наталья Афанасова
Мультипликационная студия в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
посредством создания
Введение
Творческие способности и как их развивать. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Публикация «Мультипликационная студия в ДОУ, Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-55/.
1. мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.);
2. особенности телевизионного изображения мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни;
3. воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера;
4. мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, стимулируя возникновению определенной деятельности ребёнка.
Цель:
Развитие творческих способностей детей в процесс создания собственного медиапродукта (мультфильма).
Создание короткометражных рисованных, пластилиновых мультфильмов, а так же песочной анимации, через развитие у детей дошкольного возраста личностного творческого потенциала.
Новизна и отличительные особенности.
Опыт работы с мультипликационной студией «Я творю мир», может быть очень полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Я творю мир». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно - коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.
В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого материала. При этом тематика мультипликационных фильмов может быть самой разнообразной.
Этапы создания мультфильма :
1. Этап идейный.
Предварительная работа. Определение темы и написание сюжета мультфильма в процессе бесед. Дети самостоятельно выбирают тему своего мультфильма или при помощи родителей. Темы могут быть различные. На первом этапе прекрасно зарекомендовал себя метод трех вопросов.
Список примерных тем для мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста :
Времена года (зима, весна, лето, осень)
Профессии
Овощи, фрукты
Региональный компонент (мультфильм с использованием местного колорита)
Животные, насекомые, птицы
Праздники (Новый год, 9 мая, 8 марта и т. д.).
Дорожная безопасность и другие.
Сюжет для мультфильма дети могут придумать самостоятельно или с опорой на стихи по выбранной теме.
2. Этап «Творческий».
Подготовительная работа. Создание героев для мультфильма и изготовление фонов.
Фон и декорации для мультфильма дети рисуют в различных техниках, лепят (пластилинография, склеивают (аппликация, складывают из бумаги (оригами) согласно выбранному сюжету.
Использование в процессе создания фонов и декораций для мультфильма нетрадиционных изобразительных техник оказывает большое влияние на развитие ребенка :
- активно развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к экспериментированию и изобретательству;
- развивает у детей уверенность в собственных силах;
- учит детей свободно выражать свой замысел (самостоятельность, инициатива);
- побуждает детей к творческим поискам и решениям поставленной цели;
- развивает навыки ориентации на листе бумаги;
- учит детей работать с разнообразным традиционным и нетрадиционным материалами и инструментами;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фантазию, эстетический вкус;
- оказывает влияние на развитие психических функций ребенка – развивается память, внимание, логическое и образное мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность дошкольников;
- не утомляет дошкольников, повышает их работоспособность ;
- способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации;
- развивает творческие способности детей.
Пластилинография так же широко используется для создания фонов и героев. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Использование данной техники способствует развитию ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Если в процессе съёмки понадобиться несколько локаций для героев, в таком случае подготавливаются несколько фонов и различные декорации.
Герои также изготавливаются из различных материалов (пластилин, различные материалы для творчества, ткани, нитки, помпоны и другие). Размер героя не должен превышать 12-15 см.
Так как чем больше герой, тем больше должны быть декорации в мультфильме. А значит камера должна будет располагаться очень далеко от фона.
2. Этап «Деятельностный».
Практическая часть. Покадровая съёмка героев, смена фонов и декораций согласно выбранного сюжета.
При работе с камерой необходимо учитывать следующие параметры:
1. Размер героя на экране по отношению к декорациям в мультфильме.
2. Плавность движений героя при ходьбе и движении рук на экране достигается за счёт постепенного изменения положения тела героя в пространстве.
3. В процессе съёмки мультфильма очень удобно совместно с мультстудией «Я творю мир» использовать интерактивную доску. Для отображения происходящего на экране ноутбука, на большом экране. Такой способ очень удобен для детей.
4. При песочной анимации дети рисуют песком на подсвеченном столе. Камера располагается над столом. Плавность изображения на экране достигается за счёт постепенного нанесения рисунка с одновременной покадровой съёмкой.
5. В детской анимации используется не 25 кадровая секунда, а 12-18 кадровая секунда. То есть 1 секунда мультфильма содержит минимум 12 кадров.
Работа над звуком мультипликационного фильма.
После окончания работы над созданием видео дорожки мультфильма дети могут просмотреть получившийся результат, внести коррективы скорости воспроизведения кадров на экране.
Для добавления музыки к мультфильму детям предлагается прослушать несколько аудио треков, подобранные руководителем.
Дети сами решают какую музыку они используют в мультфильме.
Для записи голосов героев или голоса диктора за кадром используется диктофон. Звуковая дорожка накладывается на отснятый видео материал.
4. Этап «Премьерный».
Просмотр готового продукта (мультфильма). Анализ проделанной работы, высказывание детьми пожеланий на будущие проекты. Демонстрация мультфильма родителям, участие в различных творческих конкурсах.
Таким образом, давая детям свободу воли при выборе тем и способов съёмки мультипликационных фильмов мы способствуем развитию их творческого потенциала и креативных способностей, поддерживаем в них живой интерес и нацеленность на результат, что в дальнейшем позволит им доводить начатое дело до конца и сделает их более уверенными в своих силах в любом деле.