Краева Анастасия
Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка творческих занятий
«Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда с использованием сыпучих материалов, природных материалов, лент, бусин»
Разработана: Краева Анастасия Михайловна, воспитатель МБДОУ № 48 г. Красноярска
Пояснительная записка
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Подготовительная группа – один из самых важных и значимых периодов для ребенка. В этот год ребенок продолжает пополнять знания, продолжает формировать и совершенствовать различные навыки и умения, становясь личностью, готовясь к «дальнейшей взрослой жизни». Одной из главных задач воспитания и обучения дошкольника является его подготовка к школе. К моменту, когда ребёнок пойдет в школу важным является сформированность такого навыка, как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Актуальность
Однако согласно данным психологов и физиологов у многих детей сегодня дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. К сожалению, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.
Таким образом, деятельность в подготовительной группе особенно необходимо наполнить различными играми с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и пр., пальчиковыми играми, массажами кистей и пальцев, лепкой, аппликацией…
Поэтому в своей воспитательской деятельности считаю важными дополнительные занятия по развитию мелкой моторики у детей в подготовительной группе посредством художественного труда (использование сыпучих материалов, мелких предметов, природных материалов, лоскутков ткани, лент и пр.). Это будет являться регулярным и эффективным массажем подушечек пальцев, самих пальцев, кистей рук, что способствует общей подготовке руки к письму, развитию творческих способностей, развитию внимания, умения контролировать свои движения, ориентироваться в пространственных характеристиках.
Цель данной методической разработки – развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе, способствующее подготовке руки к письму, развитию творческих способностей, развитию внимания, умения контролировать свои движения.
Основными принципами при планировании дополнительных творческих занятий являются:
• Принцип природосообразности: процесс ускорения развития мелкой моторики и подготовки к письму дошкольников строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка, с учетом имеющегося индивидуального потенциала и на основе закономерности внутреннего развития.
• Принцип гуманистичности: гуманистический характер отношений педагога и ребёнка, где ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократических и творческих началах.
• Принцип системности и последовательности: темы в программе расположены так, чтобы изучение каждого этапа опиралось на знания, приобретённые в процессе изучения предыдущего материала.
• Принцип научности и доступности: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учёт уровня индивидуальной подготовки – от простого к сложному.
Для достижения поставленной цели необходимы следующие задачи:
1. Организовать группу детей в подготовительной группе, желающих заниматься творческой деятельностью по развитию мелкой моторики.
2. Провести диагностику у этих детей (Приложение 1).
3. Подготовить рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики (руки, пальцы) детей 6-7 лет.
4. По окончанию года провести повторную диагностику у этих детей (Приложение 1).
5. Выявить наиболее понравившиеся ребятами продуктивные и эффективные для развития мелкой моторики виды творческой деятельности (конкретные занятия, действия).
Планируемые результаты:
- развитие пальчиков, мелких мышц руки ребенка,
- развитие механизмов, необходимых для овладения письма,
- накопление у ребенка двигательного и практического опыта,
- формирование устойчивого внимания, усидчивости, трудолюбия,
- развитие эстетического чувства и чувства прекрасного, творческого воображения,
- приобретения и закрепления навыков и умений работы с сыпучими материалами, природными материалами, лоскутками ткани, лентами, мелкими украшениями.
Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.
Группа формируется по 8-10 человек. Занятия проходят по 1 часу (20-30 минут) 1 раз в неделю.
Методы занятия: словесные, наглядные, практические, занятие-сказка, метод игры.
Общий ход занятий:
1. Пояснительная записка планируемого занятия.
2. Проведение массажа рук (можно с использованием карандаша/ореха/шарика маленького).
3. Организация ребенком своего рабочего места (взять у воспитателя необходимый материал, разложить все удобно на парте).
4. Выполнение действий/указаний/примера воспитателя.
5. Пальчиковая игра-перерыв.
6. Окончание занятия – ободряющие, поощряющие, добрые и позитивные слова воспитателя о работах детей (индивидуальные высказывания, пожелания).
План мероприятий на 2015-2016 учебный год
Сентябрь Аппликационный (крупа манная) - 5 занятий: «Волшебная манка», «Ягодка малинка», «Овощной натюрморт», «Дары осени» 2 занятия.
Октябрь Зерновой - 4 занятия: «Колосок», «Мышка с колоском», «Последний букет осени» 2 занятия.
Ноябрь Семенной - 4 занятия: Топиарчик «Осенний/Овощной/Цветочный», «Кувшинки из семян», «Веселые барашки».
Декабрь Конфетный - 4 занятия: «Обезьянка – символ года», «Обезьянка – символ года», «Новогодняя елочка» из мишуры, «Новогодняя елочка» на диске.
Январь Обережный - 3 занятия: «Веничек-оберег», «Куколка-оберег», «Оберег для нашей группы» - Создаем для нашей группы пано-оберег
Февраль Сыпучий - 4 занятия: «Жираф из солнечной Африки», «Сердечное поздравление», «Маша и весна» 2 занятия.
Март Праздничный - 5 занятий: «Кактусенок», «Сирень для мамы», «Маки для бабушки», «Пасхальное яйцо-открытка», «Пасхальный кролик», «Мишка косолапый».
Апрель Папье-машейский - 4 занятия: «Космос в коробке», «Космос в коробке», «Коробочка с сюрпризом», «Вылупившийся цыпленок».
Май Морской - 2 занятия: «Открытка выпускника», «Морской конек» и «Морская рамочка».
Выставка индивидуальных и групповых работ детей поквартально, участие в конкурсах.
Список используемой литературы:
1. Т. Ю. Бардышева «Во саду ли, в огороде. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи», 2011 г.
2. Т. Белова «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики», 2007
3. Т. Н. Диброва «Развитие мелкой моторики руки ребенка», статья, 2011 г.
4. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
5. Г. В. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития», 2006 г.
6. В. А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения», 1980 г.
7. Соколов, Е. Афоничева, Н. Павлычева «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте», 2011 г.