Ольга Шевчук
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет с Зпрр посредством занятий пластилинографией»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию.
Воспитатель …. Шевчук Ольга Валерьевна
Группа… компенсирующей направленности «Фантазеры»
Учебный год… …. …2015-2016
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет с Зпрр посредством занятий пластилинографией“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Планирование
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Пластилин, пластилинография. Техники работы с пластилином
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путё м изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Разработать перспективный план работы.
Составление плана проектной деятельности
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Подготовить консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
Подготовка доклад для пед. совета на тему: «Проектная деятельность - «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»;
Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Рисование пластилином»
Семинар для родителей с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев»
Подготовить материал (провести) коррекционно- развивающий мастер-класс для педагогов по теме: «Божья коровка на ромашке».
Актуальность выбранной темы
Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психоречевого развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психоречевого развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.
Разностороннее изучение задержки психоречевого развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПРР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПРР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПРР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка :
Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;
Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.
Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинографии в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., МихайловаЗ. А. и др, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - СПб. : «Детство-пресс», 2011. – 528 с.
Баряева Л. Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. — СПб. : «СОЮЗ», 2003. — 320с.
Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. : КАРО, 2008. - 336с.
Зинкевич–Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. 3–е издание – СПб. : «Детство – пресс», 2001г.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : Сборник игр и игровых упражнений. - М. : Издательство «Книголюб», 2008. - 128с.
О. Ю. Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010
Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой – М. Просвещение, 1981
Т. Н. Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010
Т. С. Комарова Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие
Поэтапно-творческий перспективный план
педагога Шевчук Ольги Валерьевны
на 2015-2016 учебный год
по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
дети
педагоги
родители
оснащение
образовательного
процесса
сентябрь
Диагностика.
Знакомство с работами из пластилина. Знакомство с особенностями материал (пластилин, картон, орг. стекло)
подготовить буклеты «Развитие мелкой моторики рук
у детей»
Работа по самообразованию
октябрь
Работа с цветом в пластилине, соединение цветов получение оттенков. Изготовление панно, коллективная работа «Листопад, листопад, листья желтые летят». Работа с накладными деталями.
Оформить статью в родительский уголок «Рисуем пластилином»
Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)
ноябрь
Изготовление картины «Живые яблочки на ветках»- птицы
консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Познакомить родителей с методикой рисованием пластилином.
Выставка детских работ.
Сбор материала для детской мастерской
декабрь
Скручивание жгутиков.
Оформление картины «Елочка, зеленая иголочка»
Оформить выставку к новогоднему празднику
Открытие детской мастерской
январь
Нанесение эскиза на картон.
Выкладывание жгутиком по контуру.
Семинар для родителей с элементами игры на тему:
«Ум на кончиках пальцев»
февраль
Открытка папе.
Выкладывание звезды.
Сообщение на пед. совете «Формирование у детей с ОВЗ навыка рисования пластилином»
Изготовление открыток для пап ко Дню защитника Отечества
Подготовить шаблоны, заготовки для работ
март
Открытка маме «Мимоза»
на основе полученных знаний.
Сделать подарки мамам ко дню 8 марта
апрель
Подготовка с детьми к открытому корекционно развивающему мероприятию.
Проведение открытого корекционно развивающего занятия для педагогов по теме «Божья коровка на ромашке».
Принять участие в изготовлении эскизов для рисования пластилином.
Выставка совместного творчества детей и родителей.
май
диагностика
Отчет по теме по самообразованию
Размещение материалов проекта в сети Интернет
Анализ процесса самообразования педагога.
1. Оправдал ли себя план, как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования, планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература изучалась конкретно: педагогическая, психологическая, научная и др.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и т. д.).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, учеными, методистом и т. д.).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы, что предстоит сделать.