Ирина Цвигун
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
(В. А. Сухомлинский).
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Крупы. Консультации для родителей
- Крупы. Поделки из круп
- Манка. Рисование манкой и по манке
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
У многих детей дошкольного возраста с нарушением зрения мы наблюдаем недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В. М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М. М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если особо не вдаваться в научные объяснения, то: одна третья часть площади коры головного мозга (т. н. двигательная проекция) соответствует проекции кистей рук, которая расположена рядом с зоной, отвечающей за речь. Отсюда предположение учё ных: чем раньше и эффективнее будет развиваться моторика пальцев рук, тем раньше ребёнок заговорит. К этому можно добавить и такие навыки как: усидчивость, внимательность, сообразительность, координация движений, память и т. д.
Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и т. п.
Рисование манной крупой, на манной крупе развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки). Эту точку зрения разделяют и парапсихологи. Они утверждают, что сыпучие вещества, обладают свойством «пропускать сквозь себя воду», заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма.
Для рисования на манной крупе используется тёмный поднос, любого, удобного для ребёнка размера. Одно желательное условие – чем выше бортики, тем лучше. В этом случае манка дольше останется на подносе, а не перекочует сразу же на пол. И сама манная крупа – полстакана для одного «рисовательного» занятия. Занятие начинается с того, что высыпанная манка равномерно распределяется по всему подносу. Для этого достаточно поднос несколько раз резко встряхнуть в горизонтальном положении – поле для рисования готово. Рисовать можно что угодно : солнышко, машинку, тучку. Всё, всё, всё… Если в манку добавить какую-нибудь другую, более крупную крупу, получится художественное разнообразие. Также, для этого отлично подойдут макароны, но уже не полстакана, а десятка два. Зачем макароны? Выбирать их из манки. Все до последнего! Тем более, макароны сейчас имеют как самую разнообразную форму, так и цвет.
Рассказать детям об этом виде рисования и показать, нам поможет удивительная история.
«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»
Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:
- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!
А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!
Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.
- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и незабываемые рисунки! Смотри!»
И предлагается ребенку один из способов рисования.
1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша на цветном листе картона или плотной бумаги нарисовать рисунок.
С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка.
Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем.
Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
3 способ. Рисование подкрашенной манной крупой. Окрасить манную крупу можно зеленкой, йодом, но, не добавляя много воды, чтобы не получилась каша. Также можно раскрошить грифель простого или цветных карандашей на листе бумаги и растереть в нем крупу до тех пор, пока она не окрасится. Нежные оттенки получатся при смешивании крупы с измельченными разноцветными мелками. Еще можно слегка обжарить манку на сковороде.
Итак, подкрашенная манная крупа готова. Рисунок можно приготовить с помощью копировальной бумаги.
На отдельные части рисунка наносим клей и посыпаем его заранее подкрашенной крупой. Работу лучше начинать с более мелких деталей!
4 способ. Рисование красками по манной крупе. Выбираем сюжет будущего рисунка.
Нанесем на картон кистью слой клея.
Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске.
Однако нужно помнить, что получить рисунок с четкими контурами у вас не получиться из-за неровной фактуры поверхности (получается эффект - рисования по мокрому листу). Можно сделать легкий набросок кистью (подмалевок) или слегка приподнять картон (если он белого цвета) для того, чтобы увидеть набросок. После этого подготовьте краски и можно приступать к рисованию.
После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.
После завершения работы заканчивается и сказка о манной крупе.
«Довольная осталась Манная крупа, заулыбалась! Поняла она свою важность и нужность, обещала больше никогда не ворчать и не жаловаться!
Вот на такой доброй ноте хотелось бы закончить эту удивительную историю!»