Екатерина Иванникова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по самообразованию.
1. Изучение литературы.
1.1. Методические пособия: Парамонова Л. А. «Творческое конструирование с детьми младшего возраста», М, 1999; Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество», М. 2006; Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда», М. 1995; Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие», М. 2004; Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду", М. 2004; Светлова И. "Развиваем мелкую моторику", 2001; Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр», СПб. 2000.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1.2. Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».
1.3. Материалы Интернет сайтов maam.ru; https://festival.1september.ru
2. Создание условий.
2.1. Составить поэтапно- перспективный творческий план.
2.2. Приобрести наглядные пособия (книги, плакаты, графические линейки, раскраски.
2.3. Подобрать наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений и игр на развитие мелкой моторики; подобрать комплекс элементов изодеятельности и графических упражнений.
2.4. Создать в группе условия по развитию мелкой моторики (пространственно-предметная среда, которая стимулировала бы творческую деятельность).
3. Работа с детьми.
3.1. Игры на развитие мелкой моторики : «Пазлы», «Сортер», «Мозайка».
3.2. Графические упражнения: штриховка, раскраски, обведение по трафарету.
3.3. Художественная деятельность : рисование, аппликация, конструирование из бумаги (оригами, лепка (картины из пластилина).
3.4. Пальчиковые игры.
4. Работа с родителями.
4. 1 Наглядная пропаганда: оформление информационного уголка.
4.2. Индивидуальные беседы.
4.3. Консультации по развитию мелкой моторики.
Актуальность проблемы.
«Движение руки всегда связано с речью и способствует ее развитию»
В. М. Бехтерев.
Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Художественная деятельность является неотъемлемой частью при формировании творческого, эстетического и эмоционального восприятия детей. Так же художественное творчество развивает основную психологическую функцию – мелкую моторику рук.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем и родителями.
Цели и задачи.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью художественного творчества.
Основные задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук
• Формировать координацию движений
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости
• Способствовать развитию творческих способностей
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия
Работа по самообразованию.
Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.
Работа по самообразованию проводилась мною в течение 2013-2014 гг. согласно поэтапно-перспективному творческому плану и включала в себя следующее:
1. Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использовала в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).
Пальчиковые игры я выбирала те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
2. В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.
2.1. рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагала детям различную тематику, что позволило сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получались очень увлекательными и продуктивными.
2.2. лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).
2.3. аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Олимпийский мишка», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.
Работа с родителями.
Особое внимание я уделила работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Для родителей я подготовила консультацию «Игры для детей 3-4 года на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы).
Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру.
В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, содержанием и методикой проведения занятия, а так же был представлен отчет о проведенном занятии с фото.
Подведение итогов.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигли хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно повлияло на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.