Юлия Андреевна Абрамова
LEGO-конструирование и робототехника как средство развития технического творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации проекта: Долгосрочный (2020-2021уч. г)
Вид проекта: Творческий.
Целевая аудитория проекта: воспитанники группы «Ромашка», воспитатель – Абрамова Юлия Андреевна, родители.
Краткая аннотация проекта:
Публикация «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития технического творчества дошкольников» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Данный проект предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для обучения дошкольников конструированию и моделированию, развитию технического творчества.
Образовательные конструкторы LEGO очень точно вписывается в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.
Наш проект призван поддерживать инициативу в области образовательной технологии, определяет основные направления, специфику развития LEGO- конструирования и робототехники с детьми дошкольного возраста.
Проект разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, возраста детей и планируемых результатов дошкольного образования на основе методических разработок компании LEGO.
Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО, потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
- формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью основ образовательной робототехники. Кроме того, актуальность образовательной робототехники значима в свете ФГОС ДО, так как основа ее - конструирование, излюбленный продуктивный вид деятельности для дошкольников:
Во-первых, является великолепным универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
Во-вторых, позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
В-третьих, формирует познавательную активность, способствует
воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и
сотворчества;
В-четвертых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ.
При организации совместной деятельности по конструированию, мы столкнулись со следующим противоречием: с одной стороны, рекомендованное авторами программы оборудование (строительный набор с объемными деревянными фигурами простой геометрической формы разных размеров) соответствует условиям реализации программы, а с другой стороны, не соответствует требованиям ФГОС ДО. Часто возникали проблемы: модели данного набора статичны, не мобильны, неустойчивы, соответственно не поддерживали детскую инициативу в знакомстве с простейшими механизмами
Актуальность LEGO -технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.
Основания для разработки проекта:
Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.
Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т. к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие LEGO - конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование)
Новизна проекта заключается в том, что в образовательном процессе детского сада применяется новое оборудование, конструкторы нового поколения: LEGO DUPLO, LEGO Education 9580 «WeDoСтартовый», LEGO 9689 "Простые механизмы", LEGO WeDo 2.0,
Цель проекта:
Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.
Задачи проекта:
1 Организационные: создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса; разработать механизм внедрения ЛЕГО – конструирования в рамках культурной образовательной практики; создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
2. Развивающие: развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность; развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление; развивать мелкую моторику.
3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; развивать коммуникативные компетенции: участие в беседе, обсуждении; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Ожидаемый результат проекта:
В результате успешной реализации проекта будет:
- в группе будут созданы условия, способствующие освоению воспитанниками первоначальных знания, развитию творческих, технических и интеллектуальных способностей детей по LEGO -конструированию и робототехнике, умение использовать их в различных ситуациях.
- сформирована выраженная активная позиция родителей по приобщению детей к техническому творчеству;
- участие педагога в конкурсах различных уровней; мероприятий в форме мастер-классов;
Этапы реализации проекта
I этап. Исследовательско – подготовительный:
- Разработка проекта;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме LEGO -конструирование и робототехника;
- Подбор и изготовление дидактического материала и пособий (конструктор);
- Составить план работы (занятий, мероприятий).
- Повышение профессионального мастерства педагогов: курсы повышения квалификации, консультирование, практикумы и т. д.
- Консультации для родителей.
II этап. Практический:
- Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников;
- Апробирование модели, обновления содержания конструктивной деятельности дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику;
III этап. Рефлексивно-обобщающий:
Этот этап предполагает подведение итогов проекта, анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.
-Проведение открытых занятий с воспитанниками по LEGO –конструированию и робототехнике.
-Проведение итогового отчёта деятельности для родителей, педагогов.
-Проведение обучающих семинаров, круглых столов для обмена опытом по работе с инновационным оборудованием на муниципальном уровне.
-Участия воспитанников в фестивалях робототехники.
Календарный план реализации проекта
№ п/п
Мероприятие проекта
Сроки
Ожидаемые результаты
I этап: Исследовательско – подготовительный
1.
Изучение возможностей внедрения LEGO -конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий.
Май-август2020г
Анализ условий и выбор оптимальной формы внедрения LEGO –конструирования и робототехники в ДОУ.
2.
Сбор, систематизация и изучение методического, теоретического материала по проекту.
Сентябрь-ноябрь 2020г
Изучение методической и научно-популярной литературы
4.
3. Разработка перспективных планов; картотек; конспектов НОД и развлечений;
Декабрь-Февраль 2020-2021г
Перспективный план работы по робототехнике по возрастам.
5.
Изготовление дидактических пособий по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей по LEGO-конструированию.
Декабрь-Февраль 2021г
Наглядный материал, дидактические игры и т. д.
6.
Организовать работу с родителями воспитанников образовательного учреждения по информационному просвещению данного вида деятельности.
Март 2021г
Анкетирование родителей;
Консультации для родителей
7.
Повышение профессионального мастерства педагогов: курсы повышения квалификации, консультирование, практикум и т. д.
На всем этапе проекта.
курсы повышения квалификации,
II этап Практический:
1.
Кружок «ЛЕГО-МАСТЕР» -
введение дополнительного образования. Организация и проведение индивидуальных, мини - групповых занятий LEGO – конструирование и моделирование проектов с использованием лего наборов.
Повышение качества образовательного процесса через LEGO-конструирование и робототехнику применяя конструкторы : LEGO - (1 раза в неделю).
3.
Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и
робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с
родителями и детьми.
На всём этапе проекта.
-Тесное взаимодействие с родителями;
-Заинтересованность родителей в качестве образовательной услуги по робототехнике;
-Активное участие родителей
в совместных проектах;
-консультации для родителей.
4.
Достижение планируемых результатов воспитанниками по LEGO -конструированию и робототехнике.
2021г.
-участие детей в конкурсах ДОУ, муниципальных по LEGO - конструированию и робототехнике.
5.
Распространение успешного педагогического опыта.
2021гг.
Распространение опыта работы через консультации педагогам ДОУ по LEGO -конструированию и робототехнике
III этап – рефлексивно-обобщающий:
1.
Подведение итогов проекта,
2021г
Отчет о реализации проекта в ДОУ.
2.
Повышение образовательного уровня
2021
- Проведение обучающих семинаров
- Круглых столов консультаций, практических занятий,
- Размещение информации: на официальном сайте ДОУ;
2021гг.
На всём этапе проекта.
3.
Результаты воспитанников по робототехнике
2021г.
-показ открытых мероприятий с воспитанниками ДОУ педагогов.
-Участие в фестивале технического творчества.
-Организация выставки: «Дети играют в ЛЕГО».