Ганюхина Ольга
Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.
Публикация «Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Этим обусловлена актуальность данного проекта.
цель проекта - выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
объект проекта - процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
предмет проекта - моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Ведущая педагогическая идея:
Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если:
- выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование
- на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования
Значимость проекта:
Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей связной речи у дошкольников с ОНР, а также в обосновании необходимости использования метода моделирования в процессе работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость заключается в коррекции нарушений связного высказывания у детей с ОНР с применением метода моделирования.
Научность и теоретическая база
Вопросы развития связной речи изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич и другими).
Так Ф. А. Сохин считает, что связная речь — это «не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенными предложениями, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Одним из наиболее сложных и распространенных речевых дефектов является
общее недоразвитие речи (ОНР).
Метод МОДЕЛИРОВАНИЯ для развития связной речи
детей с ОНР.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ III ПЕРИОДОВ:
МЕТОДЫ РАБОТЫ
-Пересказ с опорой на модель
- Рассказ по сюжетной картинке
- Отгадывание загадок по модели
Дидактическая игра
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Неделя – знакомство со сказкой.
2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.
3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.
4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования
1 этап : сентябрь, октябрь, ноябрь.
Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, мнемотаблиц.
Задачи этапа:
- составление простых распространенных предложений;
- составление предложений по демонстрируемому действию;
- обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
- обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д.
- работа над диалогической речью (совместные беседы).
- обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).
Сказка «Репка»
Геометрическое моделирование
Сказка «Репка»
Моделирование с помощью опорных картинок
Индивидуальная работа по теме «ОВОЩИ»
Сказка «Петушок-золотой гребешок»
Опорные схемы
2 этап: декабрь, январь, февраль.
Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, опорных схем.
Задачи этапа:
- составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом
- составление описательных рассказов по непосредственному восприятию
- пересказ и составление рассказа по картине и серии картин
Сказка «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Моделирование с опорой на символическое изображение предметов
Сказка «Три медведя»
Геометрическое моделирование
Сказка «ТЕРЕМОК»
Моделирование с опорой на условные обозначения
Геометрическое моделирование
Сказка «КОЛОБОК»
Сказка «КОЛОБОК»
Моделирование с опорой на символическое изображение предметов
3 этап: март, апрель, май.
Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.
Задачи этапа:
- закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами)
- составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами
- обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
Моделирование с опорой на условные обозначения
Сказка «Красная шапочка»
Сказка «Журавль и цапля»
Моделирование с опорой на символическое изображение предметов
Составление описательного рассказа
Предметно-схематическая модель
Дидактические игры
1. Угадай сказку по пиктограмме.
2. Расскажи сказку по пиктограмме.
3. Продолжи сказку по пиктограмме.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ :
Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.
Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.
У детей активизируется развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.
Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.