Светлана Еремина
Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня общеречевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами.
Публикация «Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Под связной речью понимается развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей, построенное по законам логики и грамматики. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащение и активизация словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Привычку к выразительной правильной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.
На своих театральных занятиях, используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл.
Театрализованные упражнения, этюды, игры обогащают детей потешками, песенками, считалками, различным текстовым материалом. Заучивание происходит в процессе имитации речи
Детский театр создаёт неповторимую атмосферу праздничного настроения, помогает сформировать у детей адекватную современному миру поведенческую модель, приобщает к музыкальной культуре, художественной литературе, знакомит с правилами этикета и национальными традициями. Участие в театрализованных постановках открывает в личности ребёнка скрытые таланты, пробуждает творческий потенциал, развивает внимание, память, способствует свободному самовыражению, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и почувствовать уверенность в собственных силах.
Задачи:
• Обогатить внутренний мир ребё нка:
o развивать способность воспринимать чувства и переживания литературных и сказочных персонажей;
o совершенствовать память, внимание, коммуникационные навыки;
o способствовать раскрытию артистических способностей и талантов, развивать уверенность в собственных силах.
• Стимулировать развитие речи :
o чёткость произношения (артикуляционная и дыхательная гимнастики,
o пополнение словаря,
o умение грамотно выстраивать монологический рассказ и диалогическую речь,
o освоение приёмов интонационной и образной выразительности речи.
• Пробудить интерес к индивидуальному и коллективному творческому поиску при помощи:
o участия в концертах,
o участия в спектаклях,
o участия в игровой артистической деятельности,
o сочинительства этюдных импровизаций,
o оформления костюмов и декораций.
• Развивать пластические возможности, совершенствовать координацию тела.
• Познакомить:
o с миром театрального искусства в целом,
o со специальной терминологией,
o с жанровым разнообразием,
o с театральными профессиями.
Особенности театрализации
• Усложняются и совершенствуются исполнительские навыки, увеличивается степень самостоятельности подбора средств образной выразительности, развивается коллективное сотрудничество.
• Активное, осознанное наблюдение за поведением людей и животных во время прогулки помогает в дальнейшем находить наиболее точные и выразительные штрихи интонации, движений, мимики создаваемого образа. Для развития артистических данных ребятам предлагаются специальные упражнения, например: «Представьте лес, прекрасную солнечную погоду. У нас радостное настроение. Мы собираем землянику. У каждого в руке маленькое ведёрко, все разбрелись по полянке, нашли кустики с ягодами, наклоняются и аккуратно срывают каждую ягодку» и т. д.
• Линия литературного или фольклорного сюжета воспринимается как некая общая канва, на основе которой ребёнок импровизирует, самостоятельно развивает события, объединяет несколько знакомых или придуманных историй, подключая фантазию и воображение.
• Игра становится инструментом самовыражения ребёнка-актёра, создающего образ персонажа.
• Диапазон театральных специальностей расширяется, каждый ребёнок выбирает сообразно своим способностям и интересам ту или иную театральную «профессию», будь то «артист», «костюмер», «дизайнер-оформитель», «сценарист» или «режиссёр».
• Старших дошкольников знакомят с историей театра в России, жанровым разнообразием, театральными терминами и понятиями, то есть приобщают к театральной культуре в целом.
• Дети чаще экспериментируют и пробуют свои силы в области самостоятельной режиссёрской деятельности. Управляя куклами, ребёнок смелее осваивает пространство режиссёрской игры.
• Тексты для сценок и спектаклей становятся более сложными, несущими скрытые подтексты, более глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Игра как продолжение сюжета с переплетением реального и вымышленного выходит на первый
Формы работы
• Плановые занятия (два раза в неделю продолжительностью 25 минут) :
o игры-миниатюры, сценические импровизации, этюды;
o упражнения по коммуникативному и эмоциональному развитию;
o просмотр кукольных спектаклей и обсуждение их с детьми.
• Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком (один раз в неделю не более сорока минут) :
o подготовка ребёнка к игре, роли в спектакле;
o работа с отстающими детьми.
• Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
o воспитатель,
o руководитель детского театра,
o музыкальный работник,
o дети и родители.
• Повседневная самостоятельная театрализованная деятельность и ролевая игра с элементами театрализации в свободное от плановых занятий время, в процессе прогулок.
• Театрализованные импровизации с куклами на занятиях по математике, чтению художественной литературы, развитию речи.
Театрализация даёт детям новый эмоциональный опыт
• Театрализованное развлечение :
o выступления, постановки с участием профессиональных артистов;
o совместные представления, подготовленные педагогами детского сада, детьми, родителями.
• Праздничный утренник.
• Кружковая работа, которая проводится руководителем детского театра Основное содержание курса — подготовка к спектаклю во время специальных еженедельных получасовых занятий в первой или во второй половине дня. Однако подготовка к спектаклю может идти и во время плановых занятий.
Таким образом, в период дошкольного детства в процессе занятий театром в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и связная речь. Поскольку мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, усложняются и речевые формы. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Под воздействием театральных занятий мы быстрее обогащаем речь ребёнка, и в таких условиях, естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Театральная деятельность позволяет нам эффективно решать задачи по развитию связной речи у детей. Поскольку воспитательные возможности театральной деятельности широки.