Светлана Пожидаева
Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность связной речи, проявляющаяся как в диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями являются смысловые пропуски, фрагментарность изложения, нарушение последовательности, временных и причинно-следственных связей в тексте, однообразие используемых языковых средств, отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п. У детей с ОНР отмечается неустойчивое внимание, низкая самостоятельная речевая активность, снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания. Снижение работоспособности, быстрая утомляемость, очень трудно удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия.
Публикация «Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наличие речевых нарушений приводит к изменениям в психической сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, заторможенность, апатичность, многие дети зажаты, скованны, неэмоциональны. Нередко встречаются острые переживания по поводу речевого дефекта, боязнь показаться смешными, чувство ущемлённости. Недостатки речевого развития влияют на их игровую деятельность, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Некоторые проявляют робость, вялость в игре, либо двигательное беспокойство, суетливость в поведении.
При проведении занятий я всегда стараюсь подобрать интересный материал, включаю сюрпризные моменты с использованием различных персонажей театра, обыгрываю диалоги с детьми. Постепенно накапливается материал и, в связи с нарастающей сложностью детей-логопатов, снижением у них интереса к занятиям, у меня возникла идея, использовать в работе логосказки.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, направленный на развитие всех сторон речи, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, воспитанию нравственных качеств.
На занятиях я использую театрализованные игры, персонажей различных видов театра: бибабо, пальчиковый, настольный, театр масок, театр игрушек-марионеток, театр рукавичка. Использую логосказки, как часть занятия, как целое занятие или дидактическую игру. Декорациями служат ширмы, мини-макеты.
Коррекционные задачи решаются в игровой деятельности, ведущей для дошкольника. В результате такой работы ребёнок активно вступает в диалог, материал запоминается легче, театрализованные игры помогают заинтересовать детей, удерживать их внимание, раскрепостить, развивать творческое воображение при создании проблемных ситуаций, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Театр для ребёнка - это яркие впечатления, это праздник, сказка своей доступностью близка и понятна детям, учит быть добрыми, чуткими, отзывчивыми. Участвуя в играх - драматизациях ребёнок пытается мимикой, речью, движениями передать настроение героя, характерные особенности поведения, движения становятся более уверенными, эмоционально-яркими, речь интонационно-выразительной.
В логосказках использую разные виды работ по развитию связной речи : обыгрывание диалогов, составление описательных загадок и рассказов, пересказ, составление рассказа по сюжетным картинам, творческий рассказ.
Сказка связана с изучаемой лексической темой. В логосказке по развитию связной речи «Как зайчонок маму искал» формируются знания и представления детей по теме «Дикие животные и их детёныши», здесь используются следующие формы работы : составление описательной загадки о диком животном, дыхательная гимнастика «Подуй на тучку», мини-сценка «Лиса и ёж» (Н. Сладков, словесная игра «Скажи какой? Какая? (подбор определений к существительным, игра-лото «Кто у кого?» (употребление Р. п существительных, физкультминутка «Зайчики» (речь с движением).
Привожу краткое содержание сказки. Дети попадают в лес и встречают зайчонка (игрушка-марионетка, который плачет. Вступают в диалог с зайчонком, спрашивая, что случилось. Дети помогают зайчонку найти его маму, так как он потерялся в лесу, загадывают описательные загадки о других животных, среди которых зайчонок не находит описания своей мамы. Далее, зайчонок слышит разговор Лисы и Ежа (обыгрывается диалог, затем дети выполняют разные игровые задания до появления мамы-Зайчихи (игрушка-марионетка). Зайчиха благодарит ребят за помощь, просит помочь другим детёнышам найти своих мам, проводится игра - «Кто у кого?».
Проведение занятия в такой форме, как логосказка, способствует повышению интереса к занятию, развивает все стороны речи, повышается речевая и познавательная активность детей, творческое воображение, дети начинают самостоятельно придумывать сказки, выступают в роли режиссёров, их игры становятся разнообразнее, связная речь последовательнее, грамотнее.