Лучший педагог года

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Валентина Ошлакова
Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Дети не используют в речи антонимы, синонимы, прилагательные, а в играх – считалки. Мало знакомы с пословицами и поговорками, не могут объяснить их значение. Старшие дошкольники практически не знают колыбельных песен. Ребенок чаще сидит у телевизора, т. к. смотреть сказку легче и интереснее, чем слушать или читать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации, а также отсутствие социально-бытовых условий жизни у многих моих воспитанниках, тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

Публикация «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Отсюда вытекает проблема: у детей небольшой активный словарь, они практически не используют в речи жанры устного народного творчества. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей.

Во все режимные моменты познавательной и игровой деятельности детей стала постепенно вводить фольклор. Вначале ребята только слушали потешки, небылицы, прибаутки и пословицы, затем стали их повторять. У детей появился интерес к русскому народному творчеству, а когда началось осмысление фольклора, вот тогда и возникли вопросы по содержанию. Работу по речевому развитию детей начала с создания развивающей среды в группе.

Был создан уголок речевого развития, который наполнили новыми дидактическими играми: «Узнай, что изменилось», «Укрась кокошник», «Чего не бывает?», «Кто что делает?» и т. д.

Привнесены компоненты в мини - музей «Русская изба»: домашняя утварь, предметы быта, колыбель, печка, кукла в национальном костюме.

Подобраны серии картинок:

- Расскажи сказку по серии картинок.

- Подбери пословицу, поговорку и загадку к картинке.

- Предметные и сюжетные картинки по развитию речи.

Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Загадки» (с рисунками детей, «Потешки», «Сказки – загадки».

Пополнили картотеку: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т. д.

Изготовили «Волшебную книгу» на развитие речевого дыхания и различных дидактических игр по развитию речи: «Придумай историю», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?» и т. д.

Совместно с детьми и родителями создали театрализованный центр: костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров.

Создано театральное окно, которое поделено на четыре части. Наглядный материал обновляется еженедельно. Дети имеют возможность подойти и вспомнить пройденный материал, познакомиться с новинками, сочинить сказку на новый лад. «Примерить на себя» разные роли, открывая новые грани собственных возможностей.

Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную.

Повесили большой фланелеграф на стенку, с дополнительным набором героев сказок, деревьев, птиц, зверей, людей, игрушек. Дети самостоятельно могли создавать композиции на любую лексическую тему. Стена творчества позволяла оставить рисунок по изучаемой сказке или стать участником конкурса «Нарисуй свою сказку».

Большой ковер на полу позволял провести игры на релаксацию с использованием аудио записей: шум дождя, пение птиц, шум ветра, моря. Любую свободную минутку дошкольники проводили в уголке творчества, где они могли лепить, рисовать, клеить, вырезать, конструировать.

Предметно - развивающая среда постоянно менялась, и дети старались отметить эти изменения. Вся группа поделена на несколько развивающихся уголков.

Таким образом, были созданы условия для овладения детьми навыками речи. Каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным.

Ориентируясь на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, после проведения диагностики, с помощью которой выявили развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи по средствам сказок.

Цель: доказать, что русские народные сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Начиная работу со сказками, поставила перед собой задачи:

- большое внимание уделять выбору сказок, символам, сюжетам, которые широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе;

- создать благоприятную эмоциональную атмосферу;

- описать методическую работу по сказкам с детьми старшей группы с использованием художественно-речевого материала;

- разработать игры по сказкам и показать сказку;

В ходе систематических занятий с детьми 6 летнего возраста, имеющими общее недоразвитие речи, я обнаружила, что с помощью проигрывания сказок можно корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать слоговую структуру слов;

- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;

- уточнять структуру предложений.

Старшие дошкольники инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, а также исполняли спектакли собственного сочинения. Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, гримёрную, различные виды театров. Показывали спектакли детям младших групп, создали вместе с детьми альбом фотографий «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности».

Вывод: для моих детей сказка + театральная деятельность = развитие связной речи и позитивная социализация воспитанников.

Считаю, что использование в работе с детьми дошкольного возраста устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях

В качестве иллюстрации предлагаем

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие в сказку»

Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с другими образовательными областями: «Художественное - эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: использование устного народного творчества в познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить счет в пределах 7, состав числа 7.

2. Учить сравнивать рядом стоящие числа 6 и 7

3. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, пословицах и поговорках, где встречается число 7.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать собеседника, не перебивая.

2. Воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, дополнять ответы детей.

2. Развивать фантазию, творческие способности, сообразительность, образное мышление.

Материалы: карандаши, пластилин, клей, цветная бумага, смайлики.

Оборудование: декорация двух домиков, волшебная палочка, лукошко, 7 морковок, маски-шапочки, магнитная доска, магниты (7 шт.)

Инструменты: ножницы

ТСО: мультимедиа, презентация, музыкальный центр, музыкальные диски.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, авторских сказок: «Белоснежка и семь гномов» сказка братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А. С. Пушкин, сказка В. Катаева «Цветик - семицветик», разучивание пословиц и поговорок, физкультминутка.

Ход игры-путешествия

Дети входят в группу, здороваются с гостями, присутствующими на занятии.

Коммуникативная игра «Мы друзья»

Воспитатель и дети:

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Общение

-Ребята, вы любите путешествовать?

-Хотите отправиться в сказку?

- Кто хочет посчитать, сколько детей отправятся в путешествие?

- Вас ровно 7. Число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Русский народ очень любил это число. Где же мы можем встретить это число и сейчас? (7 цветов у радуги, 7 нот, 7 дней недели)

- Вспомните, в каких пословицах и поговорках встречается число 7.

- Давайте договоримся, отвечать будем по очереди, не перебивая друг друга.

Дети: Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Лук от семи недуг.

Семь бед – один ответ

У семи нянек – дитя без глазу.

-Замечательно. Вы, молодцы!

-А какие вы знаете сказки, где встречается число 7?

(«Волк и семеро козлят»- русская народная сказка, «Белоснежка и семь гномов» сказка братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»- А. С. Пушкин, В. Катаева «Цветик - семицветик»)

Игра-превращение

-Посмотрите, ребята, у меня в руках волшебная палочка, сейчас взмахну ею, и начнется волшебство! Раз – два – три, и я превращаюсь из Валентины Михайловны в козу – маму. Посмотрите, какие у меня рожки, кудряшки, копытца. Мои козлята выросли и убежали от меня. А вы, ребята, хотите стать моими козлятушками?

Палочка волшебная нам помоги!

Ребят в козляток, преврати!

И в сказку нас отведи!

Козлятушки, покажите, какие у вас рожки, хвостик, копытца. Как вы похожи на меня. Ребятушки - козлятушки, быстрее в дом. Ой, что-то в доме у нас тесновато. Давайте, построим ещё один дом.

Физкультминутка «Строим дом» (под музыку)

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для козлят

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживём.

(Воспитатель открывает второй дом)

- Каждый из вас может выбрать себе уютное местечко в домиках.

Игра «Засели домик. Состав числа 7»

- Вы очень дружно поработали. Приглашаю вас на полянку.

Общение «на полянке»

- Козлятки, а что вы любите кушать?

-Загляните в моё лукошко.

- Кто хочет сосчитать количество морковок?

- Хватит ли морковок всем вам? (Проблемная ситуация. Морковок 6 ,а козлятушек 7)Проверим. Почему вам не хватило морковок?

-Сравним эти два числа.

-Что нужно сделать, чтобы всем вам хватило?

- Сколько морковок стало? Посчитаем.

- А сейчас, вам всем хватает морковок?

- Работа была трудная, но вы с ней справились.

- Делу время, а потехе час. Приглашаю вас в лесной кинотеатр.

- Козлятушки, а кто знает правила поведения в кинотеатре?

- А вот и касса. Обратите внимание, над кассой висит план зала. Места, которые закрашены уже заняты, а остальные свободны. Покупайте билеты.

Игра «Купи билет» (Дети покупают билеты и занимают места согласно купленным билетам).

Просмотр детьми презентации

«Узнай, русскую народную сказку по предметам и героям»

1 слайд Печка, яблоня, речка. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

2 слайд Короб, пирожки, медведь. Русская народная сказка «Маша и медведь».

3 слайд Ледяная избушка, петух с косой. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

4 слайд Колобок. Русская народная сказка «Колобок».

Общение

- Как вы думаете, почему колобок грустный?

-Правда в народе говорят «Не мил и свет, когда друга нет».

-А вы хотите помочь колобку приобрести друзей? Посмотрите сколько сказочных мастерских. Выбирайте мастерскую по желанию, где вы сможете смастерить колобку друга (под музыку).

(Дети расходятся по центрам творчества: рисуют, лепят, вырезают колобков. Воспитатель наблюдает, оказывает помощь при затруднении, расспрашивает детей, подбадривает, приветствует детскую инициативу, хвалит).

- Козлятушки, да вы настоящие волшебники. Какие чудесные получились друзья у колобка (восхищаюсь).

-Посмотрите, какой радостный и счастливый колобок. Ему понравились друзья, которых вы для него смастерили. «Нет друга — ищи, а нашел — береги».

5 слайд Колобок улыбается.

- А нам пора возвращаться домой, в детский сад из сказочного путешествия.

Игра-превращение (Звучит музыка)

- Сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в обыкновенных ребят, а я стану вновь Валентиной Михайловной.

Палочка волшебная, нам помоги!

Козлятушек в ребят ты, преврати!

И в детский сад нас отведи.

Быть козленком хорошо, а ребенком – лучше!

Проверим, все ли вернулись. Сколько нас?

Что вы сегодня узнали про число семь?

Рефлексия

- Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке?

- Расскажите, что интересного, нового узнали? Чему научились?

- Я очень рада, что вы получили удовольствие. Вы все следили за своей речью, старались правильно произносить звуки, грамотно составлять предложения.

Коммуникативная игра «Мы друзья»

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- На память о нашем путешествии, хочу подарить вам смайлики - колобочки.

Если вам было интересно и радостно, возьмите весёлого смайлика - колобка.

Если вам было грустно и неинтересно, возьмите грустного смайлика.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста В настоящее время изучению проблемы развития связной речи дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов.

Игра как эффективное средство развития лексики детей с общим недоразвитием речи Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются.

Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых,.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Устное народное творчество в развитии речи воспитанников младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через народное творчество, сказку и театральную деятельностьРазвитие связной речи детей дошкольного возраста через народное творчество, сказку и театральную деятельность Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество Социализация детей с общим недоразвитием речи через театральное творчество. Социализация сегодня - это процесс, направленный на вхождение.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 10:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ошлакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД