Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.
Существует - рассказывание по картине; рассказывание по игрушке; рассказывание из опыта; творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану).
Многолетние исследования показали, дети с нарушением речи (но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов – является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания. (На значимость, которого указывал известный психолог Л. С. Выготский)
Виды рассказывания (с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.
Выделяют:
- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
- составление рассказа по одной сюжетной картинке;
Представленная система создавалась, апробировалась и уточнялась автором этой методики заслуженным логопедом России в течение 30 лет. Особенности её в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз. Пособие Т. А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р. Ф.
Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем:
-описание предметов,
-рассказывание детей из опыта,
-творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану.
Пересказ - является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить, что пересказ это не механическое воспроизведение текста. Он обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст, он передает его свободно. Важно правильно подобрать тексты для пересказа - можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.
Педагоги должны хорошо знать, какую структуру имеет занятие по пересказу:
- вводная часть
- первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе
- беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения. (беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога;
- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ;(в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности)
-пересказ несколькими детьми (можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку –быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т. д.)
- оценка работы детей. (Педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка. Отмечаем также, с каким вниманием дети слушали пересказ своего товарища;
На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начало до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах - от первого лица - от лица героя.
Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.
Дети с ОНР испытывают большие затруднения при описании предметов. Но и дети с нормой в речевом развитии испытывают трудности связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установление последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности.
Литература:
1. Гербова Г. Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М. ,1987.
2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М. ,2007.
3. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. ,1979.