Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.

Существует - рассказывание по картине; рассказывание по игрушке; рассказывание из опыта; творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану).

Многолетние исследования показали, дети с нарушением речи (но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов – является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания. (На значимость, которого указывал известный психолог Л. С. Выготский)

Виды рассказывания (с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.

Выделяют:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке;

Представленная система создавалась, апробировалась и уточнялась автором этой методики заслуженным логопедом России в течение 30 лет. Особенности её в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз. Пособие Т. А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р. Ф.

Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем:

-описание предметов,

-рассказывание детей из опыта,

-творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану.

Пересказ - является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить, что пересказ это не механическое воспроизведение текста. Он обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст, он передает его свободно. Важно правильно подобрать тексты для пересказа - можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.

Педагоги должны хорошо знать, какую структуру имеет занятие по пересказу:

- вводная часть

- первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе

- беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения. (беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога;

- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ;(в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности)

-пересказ несколькими детьми (можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку –быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т. д.)

- оценка работы детей. (Педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка. Отмечаем также, с каким вниманием дети слушали пересказ своего товарища;

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начало до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах - от первого лица - от лица героя.

Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

Дети с ОНР испытывают большие затруднения при описании предметов. Но и дети с нормой в речевом развитии испытывают трудности связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установление последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности.

Литература:

1. Гербова Г. Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М. ,1987.

2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М. ,2007.

3. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. ,1979.

Публикации по теме:

«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» В развитии речи детей большое внимание уделяется формированию правильного, полноценного эмоционального отображения художественного произведения.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Речь сопровождает практически все виды деятельности.

Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня При нарушении развития произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняв развернутой.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Специфика обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности В настоящее время психоречевые нарушения среди детей дошкольного возраста носят достаточно распространенный характер. Но родители за частую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 11:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Надия Ахмедьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД