Наталья Симонова
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба). Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Авторы, такие как Маханёва, Артёмова, Зимина, Ушакова, Буренина, Чурилова, Доронова и другие в своих трудах рассмотрели особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определили содержание и задачи работы в разных возрастных группах,выделили основные принципы организации театрализованной деятельности, предложили методику работы,выявили особенности проведения театрализованных занятий, разработали пособия, сценарии, конспекты занятий. Также я взяла на вооружение передовой опыт коллег.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Я провела обследование по методике Ушаковой, Струниной, изучила методическую литературу, провела собственные наблюдения и увидела, что большинство детей моей группы испытывают трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является умение общаться. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и успешности. Поэтому в качестве средства развития речи детей мною была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии связной речи детей.
В своей работе я опиралась на такие принципы как:
Принцип психологической комфортности. Я максимально старалась создать условия, в которых дети чувствуют себя уютно.
Принцип творчества или как сейчас говорят креативности, в основе которого лежит ориентировка на творческое начало ребёнка.
Принцип вариативности, который указывает на понимание возможности вариантов решения задач.
Принцип целостного представления о мире, т. е. формирование научной картины мира.
Цель моей работы состоит в том, чтобы создать условия для развития связной речи через творческую активность в театрализованной деятельности и совершенствование коммуникативных качеств детей.
Так же я ставила перед собой следующие задачи:
Развивать речь детей : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
Развивать интерес к театрально – игровой деятельности, создавать необходимые условия для её проведения.
Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
Ознакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол.
Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.
Формировать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать педагогические задачи, касающиеся формирования связности и выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Театр – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В работу над темой я включала:
Просмотр кукольных театров и беседы по ним;
Упражнения для эмоционального развития детей;
Обыгрывание эпизодов;
Игры – драматизации;
Пластические и мимические этюды;
Артикуляционную гимнастику;
Игры – превращения;
Подвижные игры с героями, хороводные игры;
Инсценирование сказок, потешек, стихов;
Показ театрализованных представлений;
Упражнения на интонационную выразительность и речевое дыхание.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все виды ОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В совместной деятельности с детьми в режимных моментах мы играли в настольно – печатные игры, дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи; с помощью масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, а впоследствии разыгрались и стали получать удовольствие от занятий. Развитию творческой активности детей способствовала индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли.
Содержанием моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим приёмом являлась практическое действие каждого ребёнка.
При обучении детей средствам речевой выразительности я использовала знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая, монологическая речь, её грамматический строй.