Суменкова Галина
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через моделирование и мнемотехнику
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Речь – величайшее богатство, данное человеку. Речь напрямую связанна с интеллектуальным развитием ребенка, с его коммуникативными навыками. Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Перед взрослыми стоит большая задача - помочь детям овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. Ведь чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему формулировать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценней отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В настоящее время, образная, богатая синонимами, описаниями, логически обоснованная речь у детей встречается не часто. По результатам мониторинга увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития. Часто наблюдается в речи детей использование простых конструкций предложений, односложность ответов, неспособность правильно и доступно сформулировать вопрос, составить сюжетный или описательный рассказ, снижена речевая активность детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей и более эффективных методов, способов, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной, желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению”.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через моделирование и мнемотехнику» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Новизна опыта: метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
Ведущая педагогическая идея: использование наглядного моделирования в образовательном процессе для формирования речевых навыков детей дошкольного возраста.
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической, формирование словаря, овладение нормами речи, конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими посредством наглядного моделирования.
Задачи:
1. Развивать монологическую и совершенствовать диалогическую формы речи детей.
2. Формировать у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы с опорой на модели - схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы.
3. Развивать умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу.
4. Формировать умения составлять простые и сложные предложения, рассказы творческого характера, о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам, составлять и отгадывать загадки с опорой на наглядные модели (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы).
5. Развивать умение употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, давать развернутые ответы, последовательно и аргументировано излагать свои собственные мысли, строить высказывания в различных ситуациях общения.
6. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками, используя наглядное моделирование.
7. Обогащать активный словарный запас. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным и противоположным значением.
8. Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец, различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
9. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
10. Развивать у детей мышление, внимание, воображение, память, эмоциональную отзывчивость.
Принципы организации работы по развитию речи :1) Систематичности; 2) Доступности; 3) Наглядности; 4) Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; 5) Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; 6) Взаимосвязи работы над различными сторонами речи; 7) Динамичности; 8) Творческого обучения и воспитания.
Педагогические технологии:1) Мнемотехника. 2) Моделирование. 3) Здоровьесберегающие. 4) Игровые. 5) Информационно – коммуникативные.
Условия работы: для реализации поставленных задач по развитию речи создана соответствующую предметно – развивающую среду. В центре речевого развития имеются альбомы со схемами, мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами различной тематики для составления описательных рассказов, заучивания стихов, пересказывания сказок. Оформлены альбомы: «Рассказы историй из личного опыта детей», «Рассказы историй из жизни группы», по темам «Деревья», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; по временам года «Золотая осень», «Зима», «Грачи прилетели», «Март», «Лето»; по стихам «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин, «Ёлочка» З. Александровой, «Посидим в тишине» А. Барто, «Белая береза» С. Есенин; по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Заяц – хваста», «Два жадных медвежонка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Формы организации образовательной работы по развитию речи :
Работу по развитию речи организую через :
• Организованную образовательную деятельность (ООД);
• Совместную деятельность в ходе режимных моментов;
• Самостоятельную деятельность детей;
• Взаимодействие с родителями.
В своей педагогической практике используем разнообразные формы работы: организованная образовательная деятельность (ООД, игровые обучающие ситуации, ситуации общения, беседы, ознакомление с художественной литературой, развлечения, игры (словесные, дидактические, театрализованные, подвижные, театрализованные постановки, пальчиковая, артикуляционная гимнастика.
Методы и приемы: картинки-символы, знаковая символика, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, модели – схемы, пиктограммы, иллюстрации, дидактические, словесные игры, вопросы, чтение художественной литературы, отгадывание и составление загадок, беседы, рассказывание, наблюдения.
Технология опыта: в ходе работы по формированию речевых навыков у дошкольников с использованием наглядных моделей придерживаемся следующих правил:
• Условные заместители (элементы модели) применять в следующей последовательности: предметные картинки, геометрические фигуры, карточки – символы, мнемоквадраты мнемодорожки, пиктограммы графическая модель, мнемотаблицы.
• Цветные наглядные модели применять в младшей, средней группе, в старшей группе цветные и черно-белые.
• Предлагаемый наглядный материал должен быть доступен, понятен для восприятия, ярко и отчетливо передавать, те свойства и отношения, которые должны быть освоены.
• Таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
• Не предлагать детям более 2 мнемотаблиц в день.
В процессе работы с наглядной моделью соблюдаем последовательность:
1. Рассматривание, обсуждение, разбор того, что изображено на: предметной картинке, схеме, пиктограмме, мнемоквадрате, мнемодорожке, мнемотаблице.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Рассказывание, описание, составление рассказов, сказок, загадок (в зависимости от возраста и речевых навыков детей : образец воспитателя, с помощью воспитателя, самостоятельно).
4. Создание и изображение наглядной модели – мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы.
Для реализации поставленных задач составлен перспективный план работы с учётом последовательности изучения лексических тем. Начинали с простого замещения геометрическими фигурами, предметами моделями, символами и знаками так как, ребенку легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно. Обучение действиям замещения осуществляли в организованной образовательной деятельности на хорошо знакомых детям сказках «Репка» и «Теремок». В дальнейшем использовали мнемоквадраты представляющие собой одиночные изображения и обозначающие какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Их применяем для обогащения речи детей существительными, прилагательными, наречиями, развития звуковой культуры речи, определения места звука в слове, составления предложений. С помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, пиктограмм дети описывают игрушки, пересказывают доступные по содержанию сказки. Когда у детей уже имеются определенные навыки работы с простой наглядностью, вводятся мнемотаблицы. Они помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Наглядные модели помогают детям пересказывать литературные произведения, составлять описательные, творческие рассказы, заучивать стихи, отгадывать, загадывать и составлять загадки. Разработана картотека физкультминуток, пальчиковой гимнастики, при их проведении использую мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, так детям легче запомнить текст и выполнить соответствующие действия. Алгоритмы одевания, умывания, дежурства, ухода за комнатными растениям так же, помогают запомнить, воспроизвести последовательность действий и способствуют активизации словаря.
Разработана картотека игр и упражнений: на словообразование «Короткие и длинные слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее», «Зашифруем слова», «Подберем слова»; на формирование грамматического строя речи «Один много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», их провожу в организованной образовательной деятельности, утренние и вечерние отрезки времени. Такие игры совершенствуют умение детей согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными.
Во втором полугодии учебного года, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас, в рамках изученной темы, когда уже владеют анализом, обобщением понятием слово – предмет, слово – действие, слово – признак, умением подбирать синонимы, составлять распространенные предложения.
Большое внимание уделяем взаимодействию с родителями. На начальном этапе работы был разработан план сотрудничества с родителями. Проведено анкетирование родителей на тему «Речевое развитие ребенка» для выявления осведомленности родителей в вопросах развития речи детей. С целью повышения родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста провела родительское собрание на тему: «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники», консультацию с показом презентации для родителей на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста», индивидуальные беседы «Отгадываем и загадываем загадки с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц», разместили информацию в уголке для родителей по данной теме. Привлекали родителей к оформлению предметно – развивающей среды, к участию в проектах.
Результаты работы: результатом работы являются показатели диагностики по разделу "Речевое развитие", имеющие положительную динамику.
Уровень освоения детьми раздела «Речевое развитие»
Таким образом, после проведения всей системно – целостной работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования у детей повысилась речевая активность, расширился активный словарный запас, сформировались умения подбирать слова со сходным и противоположным значением, определять место звука в слове, дети стали употреблять в речи различные конструкции предложений, пересказывать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений, составлять рассказы творческого характера, о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам, составлять загадки. Совершенствовалось умение выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать смысловые связи. У детей появился интерес к заучиванию стихотворений, сформировались умения выражать последовательно свои мысли, правильно строить речевые высказывания в различных ситуациях общения.
Уровень речевого развития детей стал выше, соответственно количество детей с низким уровнем речевого развития уменьшилось.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме речевого развития детей. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности, желание совместного сотрудничества в вопросах развития речи детей. Активное взаимодействие с семьей значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, позволило преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
Заключение
Проделав данную работу, можно сделать вывод, применение наглядного моделирования в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводит к устойчивым положительным результатам в речевом и общем умственном развитии детей.
Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить звук, слово, предложение, текст и это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального, развивает речевое творчество, активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации, способствует большей концентрации в образовательной деятельности, вызывает интерес к познанию нового, неизвестного.
Библиография
1. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008г. №1
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985г.
3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Журнал. Логопед 2008г. №4 с. 102-115
4. Ткаченко Т. А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.
5. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008г.
6. Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004г.
7. Ветрова Н. М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования». Иркутск, 1972г.
8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
9. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005г.