елена дудкина
Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО
».
[/b] Я предлагаю вам познакомиться с моделью взаимодействия семьи детей с тяжелыми нарушениями речи и нами, педагогами в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня коренным образом изменился взгляд на семью и личность ребенка, который существовал в течение десятилетий. В настоящее время в нормативных документах провозглашен и зафиксирован приоритет семьи в воспитании ребенка. На этом слайде вы видите выдержки из федерального закона об образовании, которые раскрывают обязанности родителей и образовательных организаций.
Публикация «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Статьи ФГОС указывают на необходимость перехода от понятия «Работа с родителями» к понятию «Взаимодействие с родителями». Изучив в данные документы, мы включились в поиск новых форм взаимодействия с семьей. Провели большую работу по формированию собственной профессиональной компетенции и создали свою модель, которая должна была помочь нам систематизировать взаимодействие с родителями на данном этапе.
Свою работу по взаимодействию с семьей мы условно разбили на 4 блока.
1 – Информационно – аналитический - блок, направляющий на выявление интересов, запросов родителей, установлению эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями.
2 - Информационно – познавательный – блок ознакамливающий родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащающий знания родителей.
3- Практико – ориентированный формирующий у родителей практические навыки и умения, позволяющий объединиться и по-новому посмотреть друг на друга всем участникам образовательно – воспитательного процесса.
4 – Последний контрольно – оценочный – позволяющий сделать выводы о правильности работы, учесть проблемные ситуации, отметить положительные результаты нашей работы.
Теперь подробнее по содержанию каждого блока.
1 блок – Информационно – аналитический –
Включает в себя: как традиционные: групповые собрания типа «Давайте познакомимся» беседы, заполнение социальных паспортов и т. п., так и инновационные формы работы.
Одной из форм, которые мы использовали в работе – самопрезентация, когда родитель в непринужденной форме может рассказать о своем ребенке и о своей семье, традициях, своих хобби. Если социальный паспорт давал нам информацию о семье сухими фразами, то самопрезентация позволила узнать
семью совсем с другой стороны.
2 блок. Информационно – познавательный–
в котором мы использовали вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс ДОУ. В него вошли как традиционные формы взаимодействия: беседы, консультации, папки-передвижки и т. д.
Так и инновационные, о которых хотелось бы рассказать подробнее.
1. Почтовый ящик мы не первые кто использует такую форму работы, но если раньше ответы на вопросы родителей мы оформляли в виде папок передвижек, распечатанных презентаций, консультаций, то сейчас, когда время человека так быстротечно, а наши родители много времени проводят в интернете. Мы решили идти в ногу с ними и на вопросы, полученные по почте, отвечаем им в электронном виде. Консультации получаются красочные, не требуют дополнительных затрат на распечатывание, а родители могут прочитать их в семейном кругу, в свободное от забот время. Размещаются консультации на сайте детского сада, который для удобства родителей проведен через социальную сеть «Одноклассники» и имеет название «Наш любимый детский сад №23» /http://ok.ru/mdou23/ , там же мы размещаем и
2. буклеты, которые перед этим предлагаем родителям в печатном варианте.
3. Электронная почта позволяет быстро, коротко задать вопрос воспитателю или родителю, уточнить нужную информацию, получить короткий ответ.
Сайты воспитателей. Только в этом году, изучив все документы, мы пришли к необходимости создания личного сайта воспитателя. У меня и моей коллеги два разных сайта, которые включают в себя разные разделы и рубрики. Созданы они на базе социальных сетей «Одноклассники».
Коротко о моем:
1. Страница – титульный лист информация о воспитателе
2. Затем станица «Календарик» - информация о календарных событиях и праздниках, поздравления.
3. «Родительская копилка» - материал по лексическим темам группы, консультации для родителей, буклеты, рекомендации.
4. «Мои подсолнушки» - фото отчеты о жизни детей группы: занятиях, развлечениях, достижения, награды наших детей.
5. «Мои методические разработки» - страница позволяет поделиться моим опытом с коллегами: конспекты, проекты, мои достижения.
6. Аллея выпускников, куда заглядывают наши выпускники и находят там свои фотографии, потом пишут отзывы, рады, что мы помним о них.
7. И страница отзывов пожеланий и предложений.
http://missdudkina-a.wix.com/minimalist-fashio-ru#!blank/deni7
Хочется отметить, что сайты созданы воспитателями одной группы, но ни темы, ни фотографии, ни консультации у нас не повторяются, хотя мы работаем в тесном взаимодействии друг с другом.
Следующий 3блок – Практико – ориентированный для того, чтобы расширить знания детей и взрослых, мы используем такие формы, как
1. Группа детей с тяжелыми нарушениями речи, а у нас есть дети и с индивидуальными особенностями развития требует особого усердия и со стороны педагогов и со стороны родителей. Поэтому иногда по собственной инициативе, а часто родители сами этого хотят, а мы идем им на встречу и используем такую форму работы, как «Приглашающее обучение».
Родители могу прийти на занятие и вместе с ребенком участвовать в процессе обучения, помогая, подсказывая и поддерживая его. Это помогает активизировать общую активность детей, придает им уверенность, а родителям позволяет непосредственно поучаствовать в образовательном процессе.
2. Интересной формой взаимодействия с родителями является их вовлечение в совместную художественную деятельность, создание и печатание книжек. Эта форма тоже не нова, но сейчас мы не просто говорим родителям о том, что они должны принести портрет или пейзаж для выставки, а предлагаем нам или помочь в создании книги, в которую войдут семейные рисунки. Или помочь закончить начатую нами работу, или использовать рис, который мы покрасили с детьми для ручного труда. Как правило, наши предложения заканчиваются фразой: «Нам так хотелось бы, чтобы вы к нам присоединились». Эта форма помогает сплотить коллектив детей, родителей и педагогов.
3. Семьи наших воспитанников мы стараемся привлекать к различным акциям, которые проводятся как в стенах детского сада, так и дистанционно на сайте детского сада, города страны. Это помогает повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей, укрепить связи детского сада и семьи.
4. Образовательные проекты проводились нами и раньше, но теперь составляя их, мы стремимся приобщить большую часть семей, а желательно всех родителей группы, уделить больше внимания родителям детей с индивидуальными особенностями.
5. С особым удовольствием взрослые посещают чаепития, праздники «правильной речи», тематические вечера. Дети в эти моменты особенно активны, стараются подготовиться, разучивают стихи, песни, танцы, делают сюрпризы или пекут печенье. И родители их видят совсем с другой стороны, делают для себя какие - то выводы, даже открытия.
6. По правилам нашей группы, каждый родитель, забирая ребенка или приводя в группу», может спокойно пройти в группу и принять участие в игре, и любом занятии, которым занят ребенок. В «гостевых играх» дети стараются проявить не только свои знания и умения, но и обучают своих родителей каким – то играм, приемам. Мотивацией для посещения таких мероприятий была психологическая поддержка ребенка, возможность быть в курсе проблем своих детей, наблюдать за проявлением их способностей.
7. Наши родители принимают участие в различных конкурсах организованных как детским садом, так и в районных и городских. Это могут быть и конкурсы поделок, рукоделий, тематические. Совсем недавно в нашем саду прошел конкурс «Лучшая семья 2016 года», в котором семья нашей группы заняла 1 место. В поздравлениях мы не забыли отметить, что семья отстояла честь нашей группы.
8. Наряду с этим мы проводим дистанционные конкурсы в соцсетях. Опять же на нашем сайте «Мой любимый детский сад №23», который знают все наши родители. Конкурсы бывают разные. В них участвуют и фотографии и рисунки, поделки, рукоделия, сейчас мы готовим второй этап конкурса для родителей «Лучшая семья года 2016», где им придется проявить интеллектуальные способности. А победители конкурса выбираются опять же по результатам голосования родителей, их родственников. Значит, о нашей работе привлекаются и бабушки и тети и друзья.
9. Очень эффективный прием – совместное исполнение песен, стихов семейным дуэтом. Мы используем его для праздников, выступлений, где ребенку приходится выйти перед большим количеством зрителей. Он позволил детям чувствовать себя комфортнее, эмоционально раскрепоститься рядом с близким человеком.
10. Еще одна форма работы с семьей «Родительский клуб» о нем только что подробно рассказала моя коллега.
[i]4 блок – Контрольно - оценочный[/i] позволит нам проанализировать эффективность работы, увидеть оценку степени включения родителей в образовательную деятельность ДОУ. Сюда войдут анкетирование, опросы, родительские собрания, «Вечера вопросов и ответов». Полученные знания позволяют нам в ходе работы принимать решения об изменении и уточнении коррекционно-образовательного процесса.
Наша работа по взаимодействию педагогов и семьи продолжается, мы надеемся, что еще новые интересные идеи посетят нас.
В заключении хочется отметить, что разработка, реализация и освоение модели не возможны, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и если одна из сторон не будет знать планов и намерений другой…