МААМ-картинки

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Оксана Черкашина
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. В свете новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования одной из целей, является «Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий».

слайд 2 ФГОС

Публикация «Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%

отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире.

В детском саду, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Слайд3

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Нищева Наталья Валентиновна, Чиркина Галина Васильевна, Филичева Татьяна Борисовна и др., показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Моя Профессиональная деятельность как музыкального руководителя в дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи направлена на повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса средствами музыки у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Программы музыкального развития, применяемые в общеобразовательных дошкольных учреждениях, не учитывают особенностей психофизиологического развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому приходится корректировать программное содержание, а сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных помогает мне в решении этой непростой задачи. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ, но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его. Использование информационных технологий на музыкальных занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи, помогает решить ряд задач:

• сделать музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические;

• существенно расширить разнообразие музыкальных тем, сделать доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д. ;

• создать базу для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

• способствовать развитию мотивации к занятиям;

• увеличить работоспособность, сохранить продуктивную деятельность на протяжении всего занятия, сократить время формирования ряда навыков, необходимых для развития речи.

слайд 4 задачи

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям передо мной стоит вопрос: как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ помогает успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, так и на занятии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, способствует созданию наглядных эффектных образов. слайд 5

Нами используются слайды как иллюстративный, анимационный фон при объяснении нового материала, при разучивании песен, танцев, при повторении для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках, таких как «Золотая осень»,«День Матери», «Новогодние праздники», «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «Нежные звуки весны», «День смеха» «9МАЯ», «Выпускной бал». слайд 6 праздники

С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.

Для подготовки и проведения занятий из программного обеспечения целесообразно использовать пакеты Microsoft Office и Open Office, Libre Office, из которых два последних являются свободным программным обеспечением (бесплатным). В пакеты кроме известных всем текстовых редакторов и табличных процессоров также входят мастеры презентаций (Power Point и Orgimpress) и оформительские программы (Microsoft Publisher) для создания буклетов и оформления информации для родителей.

Для визуализации подготовленного материала нами используются видеопроектор, планшет, ноутбук, компьютер.

Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную и др. Но нужно помнить, что подготовка презентаций – это серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, их возрастных особенностей.

При использовании вышеназванного программного обеспечения нами разработаны презентации по всем видам музыкальной деятельности :

Восприятие музыки : (слайд 7) во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую показ портретов, дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов). У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. При просмотре видеоряда иллюстраций к музыкальным произведениям, и знакомстве с жанрами музыки - активизируется словарь по теме, используются выразительные средства языка при описании образов ; воспитываются элементы эстетики у детей ст. дошкольного возраста, они приучаются художественно воспринимать образы.

Музыкально ритмические движения:(сл8) использую мнемотаблицы, с помощью которых дети выполняют различные перестроения или разучиваем элементы танцев. Здесь идет развитие координации речи с движением, выражение эмоционального настроя танца.

Пение: по графическому изображению разучиваем различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам дети узнают и учат песни.

Музыкально-дидактические игры : (сл9) развиваю музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» идет развитие словесно-логического мышления, и др.

Игра на детских музыкальных инструментах : (слайд 10) знакомимся с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты, диагностики качества обучения (тесты, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Несмотря на то, то у нас практически все дети с тяжелым нарушением речи, мы принимаем участие в городских, Всероссийских конкурсах, второй год подряд занимаем призовые места. (слайд11)

Применение информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного. Задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Но самое главное – это то, что дети могут изучать и изучают новую тему в процессе игры. А в детском саду, игра является самым главным методом обучения. (в конце своего выступления я покажу несколько презентаций, которые я использую в непосредственной образовательной деятельности).

Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области: познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д.

Также владение ИКТ помогает мне сократить время при оформлении рабочей документации: перспективное и календарное планирование, мониторинг, составление плана индивидуальной работы и т. д. Результаты диагностики детей я представляю в виде таблиц и диаграмм. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы.

Сотрудничество с родителями (сл12) – еще одно поле деятельности, в этом году родители проявили особую активность: всех героев на утренниках играли родители, а так же оказали помощь в проведении такого значимого для района праздника как флешмоб Дедов Морозов (сл13). Они приобрели всем детям костюмы, участвовали в репетиции. На родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях мы используем различные презентации.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

• Повышение эффективности процесса обучения.

• Активизация познавательной деятельности детей.

• Создание единой информационной среды.

• Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.

• Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

При этом, конечно же, не стоит забывать, что в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер. Слайд(14)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тропинка к истине сложна. И потому в мышленье чистом Отвага дерзкая нужна Не менее, чем альпинистам… 8 февраля 1724 года Указом правительствующего.

Бинарное занятие в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «В гости к Радуге» Цель: Цель: Создание условий для проявления творческой активности индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи Формирование речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Развитие.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Солнышко лучистое» КОНСПЕКТ Открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Конспект занятия по логоритмике Тема «Прогулка» для детей подготовительной группы 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Цель занятия: развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей. Формировать пространственные представления, развивать внимание,.

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Д] и буква Д» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные. - Познакомить детей со звуком Д и буквой Д. -Учить определять позицию звука в слове. -Учить.

Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Образовательные области «Речевое развитие»,.

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи На протяжении нескольких лет я работаю в режиме освоения, создания и распространения здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с.

Занятие — КВН в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Тема: Дифференциация звуков З – Ж Цели: - дифференциация звуков З – Ж в слогах, словах, в свободной речи; - упражнение детей в звукобуквенном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 23 октября 2015 в 14:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Черкашина (УИ 363994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД