Получи документы

Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования

Ирина Целыковская
Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассмотрены проблемы воспитания, развития ребенка в условиях взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определены основные проблемы, принципы в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Рассматривается один из важнейших вопросов времен: взаимодействие социальных, образовательных учреждений и семьи. Вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, повышение родительско - педагогической компетентности, обогащения воспитательного опыта родителей.

Публикация «Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования» размещена в разделах

Ключевыеслова: сотрудничество, взаимодействие, социальное партнерство, вовлеченность.

THE PROBLEM OF COOPERATION BETWEEN FAMILY AND TEACHERS AT PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN TERMS OF STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

I. A. Zelykovskaya

The article considers the problems of education, child development in terms of cooperation between preschool institution and family. The main issues and principles in the work of the preschool educational institution with the family are identified. There are the peculiarities of interaction between the teaching staff and families of the pupils. It is considered one of the most important issues of the time : the cooperation of social, educational institutions and families. Family involvement in the educational process with the aim of improving emotional well-being of children,rising of parent - pedagogical competence, enriching the educational experience of parents.

Keywords : cooperation, interaction, social partnership, engagement.

Внастоящеевремяактуальнойпроблемойявляетсявзаимодействиепедагоговдошкольногообразовательногоучреждениясродителями. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка является дошкольное детство. В этот период важным считается правильная организация его пространства. Два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего это семья и детский сад, но очень часто им не хватает взаимопонимания, терпения, для того, чтобы понять друг друга. Решающим условием обновления системы дошкольного образования является установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи.

В результате проведенного группой ученых и практиков (А. В. Алексеева, Т. А. Даньярова, Е. В. Соловьева, Л. А. Пенькова, Т. Н. Львова, С. И. Мусиенко, Г. В. Крысанова, О. Г. Заводчикова и другие) специального изучения, был составлен портрет родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения. Возраст таких родителей сегодня колеблется от 18 до 55 лет, а преобладают родители в возрасте от 23 до 35 лет. Воспитанники дошкольных учреждений в основном живут в полных, но однодетных семьях. А семей имеющих двоих детей всего лишь 27%. Большинство родителей 78% самостоятельно воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек и дедушек [2, с. 109].

Все чаще на докладах в ЮНЕСКО говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс. Страны, где были приняты жесткие государственные системы образования, меняют свою законодательную политику, отдавая семье образовательные приоритеты (Конституция РФ, с. 38). В России и во всех странах Европы, исследователи отмечают кризис семейных отношений, кризис традиционной семьи как таковой.

Понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие» определяется новизна этих отношений. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса. Социальное партнерство- деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов – определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка. Вовлеченность родителей в образовательный процесс.

Как показывает анализ теоретических исследований и практики, семья в нашем времени нуждается в разнообразных знаниях : педагогических, психологических, социальных, медицинских, юридических, экономических, сексологических. Но на сегодняшний день не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство доверяют своему опыту, опираясь на опыт своих родителей. Часто при возникновении в семье задач, которых не было в их родительской семье приводит к дисгармонии в семье. Семьи не могут справиться с проблемой, при этом возникает ощущение несостоятельности.

Так же, еще одной проблемой, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей – «угасание родительской инициативы». Она выражается в склонности перепоручать воспитание своего ребенка «третьим лицам», вопросы педагогики находятся вне сферы интересов родителей. И как привлечь родителей, как заинтересовать-это забота специалистов, работающих в образовательных учреждениях с детьми и их семьями [2, с. 6].

Следующей вызывающей тревогу проблемой, является то, насколько педагоги вовремя информированы о семье поступившего ребенка, какими сведениями они владеют и готовы ли сами к сотрудничеству с семьей? Все это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель» и предусматривает работу в этом направлении педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. [2, с. 118].

Потребности и мотивы в обучении у педагогов и родителей разные. Им необходим подход, в котором отражалось бы понимание жизненных и возрастных задач, а так же владение принципами работы со взрослыми. Принципами являются: обеспечение свободы мнений, отказ от критики участников процесса обучения, удовлетворение познавательного интереса, уважение плюрализма жизненных позиций.

Мы убеждены в том, что оказание квалифицированной помощи семье невозможно без знания как современного, так и предыдущего опыта семейного и дошкольного воспитания, без психолого-педагогических исследований[4, с. 89].

Для нашего исследования важны научные данные, полученные в Центре медико-психолого-социального сопровождения, Выборгского района Санкт-Петербурга на базе дошкольного отделения разработан проект «Школа успешного родителя», предполагающий оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей [1, с. 18]. Исследование показало, что можно выделить следующие основные направления в работе детского сада с семьей : информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей, организационно-просветительская работа (контактные и бесконтактные формы работы, досуговая работа (совместная деятельность) [4, с. 92].

В заключение отметим, что взаимодействие редко возникает сразу между родителями и детским садом. Это очень долгий и длительный процесс и кропотливый труд, но необходимо помнить, что семья и детский сад по своему передают ребенку социальный опыт. Но положительные результаты достигаются только при совместном сотрудничестве и дополнения друг друга, на основе глубокого анализа существующих проблем, и разработки стратегии их преодоления.

«Литература»

1. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования / Н. В. Соснина, Е. М. Старобина – Санкт-Петербург, Человек и образование, №4(25,2010.

2. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкол. образоват. учреждений и родителей /Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М. : Просвещение, 2005. -191с.

3. Вместе с семьей : сб. / сост. Н. Н. Серова. – СПб. : СПбГУПМ, 1998.-78с.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, косультации, мониторинг. –М. : Политиздат, 1990.-496с.

5. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»-М. :Проспект, 2014. -77.

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления.

Деятельность педагогов детского сада в условиях введения ФГОС дошкольного образования Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в.

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС В связи с переходом на новые ФГОС образование и воспитание в детском саду рассматривается не как предварительный этап перед обучением в.

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

Практический семинар для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» .

Программа развития «Духовно-нравственное воспитание Дошкольников в условиях Взаимодействия ДОУ и семьи» Программа развития «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи» Для детей 5-6 лет Срок реализации.

Мероприятие для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «В зоопарке» .

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования «В гости к детям и игрушка» Образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО: • Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования Примерный конспект проведения игровой ситуации по художественно- эстетическому развитию для детей 2-3 лет жизни С использованием построения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования
Опубликовано: 24 января 2016 в 11:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Целыковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД