Приложение МААМ

Мнемотехника как технология в образовательном процессе

Ольга Брякунова
Мнемотехника как технология в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Ассоциация педагогических работников дошкольного образования

Городского округа Ревда

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №50

Обособленное структурное подразделение №4

Новые возможности дошкольного образования в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Тема работы:

Мнемотехника — как технология в образовательном процессе

Форма: Методические рекомендации

Автор:

Брякунова Ольга Михайловна

воспитатель

Первая квалификационная категория

89041777295

ГО Ревда

Публикация «Мнемотехника как технология в образовательном процессе» размещена в разделах

2019 год

АННОТАЦИЯ

В методической разработке раскрываются вопросы развития речи детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники. Данные методические рекомендации помогут воспитателям ДОУ для создания стимулирующей среды обучения, способствующей речевому развитию детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

2

Пояснительная записка

4

Основная часть

6

Заключение

14

Список использованных источников

16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Память – это входные ворота интеллекта.

Актуальность данной разработки состоит в том, что с введением ФГОС в систему дошкольного образования значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определё нного уровня развития речевой активности: овладеть словарём и грамматическим строем речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.

Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, несовершенно мышление, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям.

Поэтому видя такое положение, мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.

По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Это еще раз доказывает, что одним из наиболее эффективных методов наглядности в обучении дошкольников с различными видами речевых нарушений служат приемы мнемотехники.

Цель работы: познакомить педагогов ДОУ с методом мнемотехника, как одним из ведущих способов развития у детей связной речи. Изучив предложенный материал, педагоги ДОУ получат рекомендации в работе с мнемотаблицами в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи, поставленные передо мной:

-повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- составить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Планируемый результат: изучив предложенный материал, педагоги ДОУ получат практические рекомендации в работе с мнемотаблицами в дошкольном образовательном учреждении.

Возрастная категория детей в детском саду, с которыми можно работать с мнемотехникой от 3 до 7 лет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Образовательная технология мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов : памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы.

Цели обучения мнемотехнике

формирование ассоциативного мышления;

развитие зрительной и слуховой памяти;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие воображения.

Задачи мнемотехники

совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

стимулирование интеллектуального развития ребенка;

учить запоминанию любой информации.

В условиях инклюзивного образования, в группе ДОУ есть дети с ОВЗ. Учитывая их особенности, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

Структура мнемотехники :

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц — ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов.

Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Мнемоквадрат - структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова, расчертить лист бумаги на квадраты;

Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

Этап 1. Выразительное чтение сказки детям.

Этап 2. Осуществляю так называемую перекодировку информации, т. е. преобразовываю абстрактные символы в образы, например:

девочка, корзинка, медведь.

Этап 3. После перекодирования осуществляю пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Этап 4. Делают графическую зарисовку мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица воспроизводится ребенком при показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?».

Этап 6. Рефлексия (вопросы о том, что нам помогло запомнить «материал» и как мы это делали).

В работе с мнемотаблицами используют следующие буквенные обозначения времен года: осень - буква «О», зима - буква «3», весна - «В», лето - «Л».

При этом устанавливают следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/ улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этапы работы над стихотворением: воспитатель выразительно читает стихотворение.

Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Дальше выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Затем читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу, рассказывает стихотворение.

Работа над мнемозагадками. Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

На начальных этапах обучения воспитатель подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Скороговорки с использованием мнемотаблиц используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Дидактические игры с использованием мнемотехники

Игра «Копилка слов»

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т. е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Воспитатель просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т. п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержание: перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди, отложенные в сторону картинки, и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: детям предлагаются картинки и два, три и т. д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов, огорода (для овощей, елки (для диких животных, дома (для домашних животных) и т. д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т. д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Кто в домике живет?» (по И. А. Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо, клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Для формирования словообразования нами используются следующие игры:

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т. п.

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Содержание: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т. д.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки, и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое (маленькая горка, например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента, например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы, например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника, например, рыбы, слово – человек (человечек, например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.

Игра «Дерево родственных слов»

(применяется на более поздних этапах обучения, в подготовительной группе)

Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов

Содержание: На доску вывешивается дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Игра «Магазин»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа

Содержание: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов, у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много, то он может «купить» бананы, яблоки и т. д. Когда все товары в магазине «раскуплены» дети становятся парами и составляют

предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Содержание: воспитатель приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т. д.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя, мальчика (мой, солнышка (мое, девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т. д.

Игра «Что делал? Что делала?»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам

Содержание: На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения

Содержание: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Воспитатель называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т. д.

Игра «Какой по цвету?»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Содержание: На доску выставляются одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематичным изображением предмета. Дети подбирают картинку к своей карточке и составляют предложения: У меня красная шапка. У меня синее пальто

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательная технология мнемотехника - органично встраивается в воспитательно- образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей, особенно детей с ОВЗ.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные вопросы современной педагогики,Сентябрь, АхметовИ. Г., 2018. с. 12-14

2. Илларионова Ю. Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2012. № 2. С. 13-15

3. Зашифрованные скороговорки, Кодолбенко Е. А., 2011. с. 5-12

4. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

5. Чиндилова О. В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. № 3. - С. 119-124

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Игра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьмиИгра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьми Из личного опыта работы Анализируя свой опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как технология в образовательном процессе
Опубликовано: 18 января 2020 в 06:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как технология в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Брякунова (УИ 330437) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД