Любовь Ершова
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад
Цель:
Повышение качества образования воспитанников через повышение уровня информационной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи:
расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
Публикация «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
повышение информационной компетентности педагогов
активизация инновационного и творческого потенциала педагогов;
формирование информационной культуры и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ
использование информационных технологий во всех сферах образовательной деятельности
работа над функционированием сайта ДОУ;
совершенствование технического оснащения ДОУ.
активизация познавательной деятельности детей.
Структура
- Содержание проблемы.
- Цели и задачи проекта.
- Концепция решения проблемы.
- Ресурсное обеспечение проекта.
- Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
- Распределение обязанностей в команде.
- Внешние связи методической службы по реализации проекта.
- Этапы реализации.
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Критерии оценки результата.
Этапы реализации
Подготовительный (мотивационно-организационный) (сентябрь-декабрь 2017)
Основной (внедренческий) (январь 2018 – май 2019)
Заключительный (обобщающий) (июнь 2019- декабрь 2019)
Ожидаемый конечный результат реализации проекта
информационная компетентность педагогов как условие повышения качества и результативности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
формирование банка дидактических и методических материалов по использованию информационных образовательных технологий
обеспечение повышения квалификации и обучения всех педагогов ДОУ в области информатизации;
функционирование сайта ДОУ;
участие педагогов и воспитанников в конкурсах, конференциях, форумах, размещённых в сети интернет;
владение и использование всеми педагогами в образовательном процессе ИКТ : умение воспитателя организовывать совместную групповую деятельность с использованием средств ИКТ, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ДОУ в соответствии со стандартом ДО, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы.
Система организации контроля за исполнением проекта
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ, старший воспитатель
Актуальность
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Таким образом, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая будет способствовать формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; будет влиять на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.
Несмотря на то, что в последние годы детские сады начали оснащаться компьютерной техникой, мультимедийными и интерактивными средствами обучения, качественного видимого улучшения образования не происходит. В большинстве детских садов использование компьютеров ограничено применением их в управленческом процессе. Не разработаны вопросы создания службы информационного обеспечения в детском саду. Существующие программные продукты (компьютерные игры, презентации для интерактивного обучения дошкольников, электронные книги) не всегда адаптированы для образовательного процесса детского сада, часто требуют переработки и используются фрагментарно.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Анализируя деятельность ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне.
Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, игровые технологии и т. д.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.
Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключом" для входа на такой сайт.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Внедрение информационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» в детский сад.
Реализация проекта осуществляется через создание модели информационной образовательной среды, через обучение педагогов ИКТ, формирование информационно – коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, через активизацию сайта ДОУ для родителей и общественности, через создание локальной сети для оптимизации воспитательно - образовательного процесса и управленческой деятельности.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап - организационный
разработка нормативно- правовой базы;
создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ, управление ДОУ (развитие ИКТ-компетентности руководителя, старшего воспитателя, воспитателей, завхоза, в сотрудничестве с родителями, с социумом.
2 этап – внедренческий
апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно – образовательный процесс ДОУ (создание сайта ДОУ, использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников, создание медиатеки).
подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике (заключение контракта с педагогами)
выстраивание сотрудничества с родителями и социальными структурами, через ИКТ; (родительский всеобуч, страничка для родителей на сайте ДОУ, электронной связи с учредителем, с ИМО, и другими общественными организациями)
обновление и обогащение предметно – развивающей среды ДОУ;
совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
3 этап – результативный
анализ результатов, апробация реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
обобщение опыта работы педагогов;
трансляция педагогического опыта на районных, республиканских мероприятиях;
разработка программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.
Ожидаемые результаты
Повышение эффективности процесса обучения.
Активизация познавательной деятельности детей.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
Реализация личностно – профессионального роста педагогов.
Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
Повышение педагогической культуры родителей.
Возможные риски
Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети, препятствующие достижению оптимального результата.
Возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы, препятствующих обновлению и обслуживанию компонентов ИОС.
Недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по работе с детьми применяя ИКТ.
Основные направления работы
1. Применение ИКТ для повышения эффективности управленческой деятельности.
Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением ведёт к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИКТ, и, как следствие, способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа.
Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации муниципального задания. Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.
Внедрение ИКТ в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как:
экономия затрат труда и времени;
информированность о состоянии управляемой системы;
оперативность принятия управленческих решений;
адекватность и продуктивность управленческих решений;
оптимизация и автоматизация информационных процессов;
интеллектуальный потенциал коллектива.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Для более оперативного взаимодействия в учреждении планируется создание локальной сети, позволяющей ускорить работу с информацией. ДОУ имеет доступ к сети Internet, свой сайт и два электронных почтовых ящика. Пользование электронной почтой позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций и оперативно направлять ее в их адрес, что значительно экономит время. Размещение важной информации на сайте ДОУ позволяет своевременно довести ее до сведения родителей воспитанников.
Создание в ДОУ web-сайта вывело организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ стала доступна широкому кругу пользователей.
Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.
2. Создание материально-технической базы
Компьютеры
Мобильный мультимедийный проектор с экраном
Принтеры
Сканер
Ноутбуки
Музыкальные центры с USB-интерфейсом
3. Повышение ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Очевидно, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, а также формируют навыки работы с информационными технологиями и культуру работы с компьютером.
Владение компьютерными технологиями позволяет педагогам увеличить поток информации по содержанию программы или проекта и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне.
ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».
4. Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ.
Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности. Создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным. Залог информационного успеха официального сайта ДОУ лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении как сайт будет использован. Сайт способствует:
увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.
5. Профилактическая и просветительская деятельность специалистов ДОУ в работе с родителями
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития.
Основной смысл просвещения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
Профилактика - вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Новые современные возможности помогают специалистам в работе с родителями и педагогами. По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей. Разработка консультаций специалистами для сайта детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:
Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
Активизация личностного и культурного сознания родителей;
Создание системы поддержки семейного воспитания;
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
6. Организация дополнительных образовательных услуг и информирование социума об их особенностях.
В настоящее время дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательном процессе и социально востребовано, поскольку направлено на развитие индивидуальности каждого ребёнка. Дополнительное образование открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляются содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках и секциях, в дальнейшем хорошо учатся в школе. Многие продолжают обучение в художественных, музыкальных, спортивных школах, школах искусств. На базе МБДОУ планируется предоставлять дополнительные образовательные услуги в художественно-эстетическом, физическом и социально – коммуникативном направлениях.