Ольга Петлюк
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие методики :
Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г. (Приложение 1)
Публикация «Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Диагностика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.
Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей :
1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.
2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.
3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребё нка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
Критерии оценки параметров Выраженность в баллах
Инициативность
-отсутствует: ребёнок не проявляет никакой активности,
играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
-слабая: ребёнок крайне редко проявляет активность
и предпочитает следовать за другими детьми;
-средняя: ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
-ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей-
ствия.
Чувствительность к воздействиям сверстника
-отсутствует: ребёнок вообще не отвечает на предложения
сверстников;
-слабая: ребёнок лишь в редких случаях реагирует на ини- циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
-средняя: ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;
-высокая: ребёнок с удовольствием откликается на ини- циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и
действия.
Преобладающий эмоциональный фон
-негативный;
-нейтрально-деловой;
-позитивный.
0
1
2
3
0
1
2
3
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.
Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.
Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)
Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.
Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.
Проведение исследования:
1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.
2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.
Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.
Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии.
Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей.
Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)
Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.
Подготовка исследования: приготовить изображения четырёх масок, символизирующих: хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.
Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребё нком со словами: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.
Полученные данные заносятся в протокол.
Оценка результатов: проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный», за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.