Наталья Ковалевская
«Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы окружающего мира, самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, что важно для подготовки детей к обучению в школе. Поэтому необходимо, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей конструктивные умения. Специальная целенаправленная работа по развитию конструктивных умений способствует развитию конструктивного мышления и пространственных представлений.
Публикация «„Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Конструктивные умения детей будут развиваться успешно, если воспитатель продумает систему заданий, которые будут направлять деятельность ребенка, но не давать ему готовых подсказок.
Слайд 4. Конструктивные умения развиваются в процессе целенаправленного обучения. У детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность.
Конструктивные умения это :
- умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, т. е. умение абстрагироваться;
- умение собрать объект из готовых частей (умение синтезировать);
- умение расчленить объект, выделить его составные части (умение анализировать);
- умение видоизменять объект, трансформировать его в другой, с заданными параметрами.
Слайд 5. Конструктивные умения у детей старшего дошкольного возраста развиваются в конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов (техническое конструирование, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материалов (художественное конструирование).
Слайд 6. В старшем дошкольном возрасте формируется образно-схематическое мышление. А значит, ребенок 5-6 лет может создавать постройки и поделки по рисункам, фотографиям, схемам.
Дети легко справляются с изготовлением поделки из природного материала по образцу и испытывают затруднения при конструировании по условиям и по замыслу. Ребенок не всегда может правильно продумать последовательность своих действий, отобрать нужный материал.
Слайд 7-8. При продумывании системы заданий для развития конструктивных умений использовала : принципы личностно-деятельностного подхода и методы и приемы инновационных технологий (ТРИЗ, ситуация успеха).
Принципы личностно-деятельностного подхода:
- принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие;
- принцип учета ведущих видов деятельности;
- принцип учета сензитивных периодов развития;
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
- принцип обучения деятельности;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития);
- принцип обязательной рефлективности каждой деятельности;
- креативный принцип.
Деятельность с детьми организовываю в соответствие с компонентами деятельностного подхода: создание проблемной ситуации; целевая установка; мотивирование к деятельности; проектирование решений проблемной ситуации; выполнение действий; анализ результатов деятельности; подведение итогов.
Слайд 9. Использование методов технологии ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод фокальных объектов. Перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. Комбинирование разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Вводятся в помощь ребенку шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приё мы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Слайд 10. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние на качество деятельности детей. В своей работе использую следующие этапы технологии создания ситуации успеха:
снятие страха
авансирование успешного результата
скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
внесение мотива
персональная исключительность
мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.
Слайд 11 – 13. Планируя, конструктивную деятельность с детьми, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Детям, которые легко справляются с заданием и могут сами сконструировать поделку, предлагаю только алгоритм действий.
Опираясь на порядок действий по алгоритму, ребенок самостоятельно продумывает, что он будет делать, какой материал ему для этого понадобиться, анализирует результат своей работы (что получилось, что нет, если ребенок не доволен своей работой, то он на основе анализа исправляет недостатки.
Алгоритм действий.
- Подумай, что ты будешь делать? (Куклу). Из каких деталей состоит предмет? И т. д.
- Подумай, что тебе для этого понадобится? (Туловище – картонный конус, шишка, пластилин или тесто и т. д.)
- Подумай, в каком порядке будешь выполнять поделку. С чего начнешь?
- Принимайся за работу.
- Проанализируй что получилось. Если не получилось, вернись назад и подумай, что ты сделал не так.
Если ребенок затрудняется, в выборе материала и порядке действий то задаю наводящие вопросы, но не подсказываю, предлагаю схемы поделок, иллюстрации. Если ребенок и дальше не может справиться с заданием, то рассматриваем вместе с ребенком образец, проговариваем порядок действий. Дальше ребенок действует самостоятельно.
Слайд 14 -15. Условия успешной работы:
Разнообразие материала для художественного конструирования
Организация детской деятельности должна быть систематизирована и спланирована поэтапно.
Важно грамотное руководство педагогом не только в совместной, но и в самостоятельной деятельности детей.
Привлечение родителей к совместной деятельности.
Слайд 16. Практика показала, что выстроенная таким образом организация художественного конструирования и разработанная система заданий позволяет более успешно развивать конструктивные умения у детей старшего дошкольного возраста.
Успешность работы зависит от того насколько воспитателю удается подбирать систему заданий индивидуально для каждого ребенка в соответствии с уровнем его развития.
При системном руководстве детской деятельностью и проведении диагностики, с целью коррекции системы заданий, большинство детей имеют высокий уровень развития конструктивных умений.
Результаты получены методом педагогического наблюдения. Уровень конструктивных умений исследовался на основе методики, разработанной В. П. Дубровой. На начало года высокий уровень развития конструктивных умений был у 30% детей, средний уровень у 70% детей. После проведенной работы высокий уровень развития конструктивных умений стал у 78% детей и 22% средний.