ирина ларина
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Как сказал М. А. Горький «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников : театрализованные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно – ролевая игра – есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых.
Игра влияет на развитие ребенка: стимулирует развитие познавательной сферы; способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка; познает смысл человеческой деятельности; учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.
С помощью сюжетно – ролевой игры дети учатся языку общения, взаимопомощи, взаимопониманию, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Рассмотрим структуру сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
При формировании сюжета игры стоит в первую очередь учитывать возраст детей. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.
Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета.
На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций.
Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и со взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Сначала мы выбираем игру, далее разрабатываем план, потом знакомим детей с планом игры и совместно его дорабатываем, создаем воображаемую ситуацию, распределяем роли и начинаем играть. В ходе игры сохраняем игровую ситуацию, поддерживаем у детей интерес к игре и завершаем игру.
Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В режиме детского дня для сюжетно – ролевых игр должно отводиться определенное, соответсвующее их значению время.
Длительность сюжетной игры :
• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
• в среднем дошкольном возрасте (30-35 мин.);
• в старшем дошкольном возрасте (45 мин. и более).
Перед знакомством с новой игрой у нас проводится предварительная работа:
- чтение,
- экскурсии,
- показ наглядного материала,
- изготовление атрибутов к игре.
Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.
Игра развивает и радует ребенка. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.