Лидия Швецова
«Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» - комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
План личного творческого развития воспитателя Швецовой Лидии Алексеевны
на 2014-2015 учебный год
ТЕМА: «Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста через восприятие художественной литературы и фольклора, поддерживая детскую инициативу».
Публикация «„Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Целевая установка:
Знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Обогащение активного словаря и развитие речевого творчества.
ЭТАПЫ САМОРАЗВИ-ТИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО САМОРАЗВИТИЮ.
I ЭТАП
1. Составление поэтапного плана работы;
2. Анализ проблемы: как повысить речевую активность детей;
3. Подбор методической литературы по проблеме:
• «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии ФГОС».
• Е. А. Янушко «Развитие речи у детей младшего возраста».
• Бондаренко А. К. "Словесные игры в детском саду” М: Просвещение, 1977г.
• Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
• Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно». Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения работы.
II ЭТАП
Изучение состояния избранной темы:
Определение целевой установки педагогического процесса;
Планирование деятельности;
Составление перспективного плана проведения ООД, игровых упражнений, развивающих и дидактических игр.
III ЭТАП
Проектирование собственной деятельности:
1. Разработать конспекты сюжетно – ролевых и речевых игр; ООД.
2. Совместно с музыкальным руководителем подготовить и провести развлечения :
«Приходите в гости к нам»;
«Мы потешки распеваем и немного поиграем";
«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»;
«Дрема в гостях у детей».
3. Изготовление атрибутов настольного театра по сказкам: «Коза - дереза», «Кот, Петух и лиса»; «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
4. С помощью логопеда сделать подборку потешек, закличек, колыбельных, дразнилок, скороговорок, пословиц, загадок для детей 3 – 4 лет.
5. Подготовка к проведению с детьми речевых игр и ООД с использованием художественной литературы и фольклора.
6. Подготовка фотоколлажа «Сядем рядком, поговорим ладком».
7. Составить и провести консультация - практикум для родителей на тему: «Игры с детьми младшего возраста по развитию речевого общения».
8. Подобрать домашнюю игротеку речевых игр и упражнений.
9. Подготовка к презентации.
IV ЭТАП
Апробация собственных проектов:
1. Проведение театрализованного представления по сказкам: «Коза - дереза», «Кот, Петух и лиса»; «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
2. Выпуск стенгазеты - «Учите вместе с нами».
3. Фотоколлаж «Сядем рядком, поговорим ладком».
4. Проведение дидактических, хороводных, настольно - печатных, сюжетных, словесных и музыкальных речевых игр.
5. Выступление на педсовете: «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим для детей младшего возраста».
6. Презентация.
V ЭТАП Мониторинг
Речевого развития и коммуникативных способностей детей 3 – 4 лет.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2014- 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.
СЕНТЯБРЬ
Закличка «Солнышко – солнышко», «Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!»
Цель: развивать интонационную выразительность, передавать в речи радость. Побуждать детей говорить громко – закликать. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить. Упражнять детей выполнять движения в соответствии и текстом заклички.
Колыбельная «Баю - баю - баю – бай», «Спи, дитя, до утра»
Цель: помогает устанавливать эмоциональный контакт общения взрослого с малышом, оказывает влияние на формирование основных нравственных качеств, пробуждает в ребенке чувство любви, симпатии к людям.
Обыгрывание потешки: «Я рыжая лисица, я бегать мастерица»
Цель: продолжать знакомить с жанром потешки. Обогатить речь ребёнка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек. Исполнение потешек во время режимных моментов.
Народная игра «У медведя во бору»
Цель: упражнять в ритмичном и выразительном произведении текста в игре. Формировать качество голоса – силу. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Игра-инсценировка «Сидит кот у ворот, к себе кошечку ждет"
Цель: передать содержание игры с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь.
ОКТЯБРЬ
Скороговорки: «Шли сорок мышей, несли сорок грошей»
Цель: развивать навыки выразительной речи детей; способность к произвольному запоминанию текста.
Дразнилка «Андрей – воробей»
Цель: способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи. Познакомить детей с дразнилками, их назначением. Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку.
Театр на фланелеграфе «Тень-тень-потетень»
Цель: развивать способность к произвольному запоминанию текста. Помочь ребенку понять содержание потешек и желание повторять и использовать их самостоятельно в повседневной жизни.
Игра-инсценировка «Во дворе»
Цель: развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
НОЯБРЬ
Хороводная игра «Жили у бабуси два весёлых гуся»; песенка «На улице три курицы»
Цель: упражнять детей в четкой артикуляции звука «у». Воспитывать интонационную выразительность речи.
Потешки - небылицы: «Из – за леса, из - за гор едет дедушка Егор»
Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, упражнять детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.
«Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина
Цель: формировать у детей интерес к театральным действиям. Поощрять самостоятельное творчество детей, подражание голосам и повадкам героев.
Чтение по ролям потешки «Кисонька – мурысонька»
Цель: побуждать детей интонационно воспроизводить выразительность отдельных фраз потешек. Активизировать речь детей. Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек.
Развлечение «Приходите в гости к нам»
Цель: отрабатывать произношение гласных звуков: [а], [у], [о], [и]. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
ДЕКАБРЬ
Игра-инсценировка «Еду-еду к бабе, к деду»
Цель: побуждать детей соблюдать интонационную выразительность при чтении малых форм фольклора. Развивать правильное речевое дыхание; эстетические чувства заботы и взаимопомощи близким людям.
Потешка «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку»
Цель: самостоятельно проговаривать знакомые потешки при проведении режимных моментов; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажу потешки.
Игра – инсценировка «Уложим куклу Алёнку спать»
Цель: развивать умение различать громкость, ускорение и замедление темпа речи. Использование колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково, исполнять вместе.
ЯНВАРЬ
Игра с правилами «Коза - хлопота» (с элементами пальчиковой гимнастики)
Цель: воспитывать умения действовать по словесной инструкции взрослого. Укреплять связочно - мышечный аппарат кистей рук и мышцы спины.
Игра - забава «Узнай потешку по картинке»
Цель: активизировать в речи детей русские потешки. Упражнять использовать слова, помогающие уточнить передаваемую мысль.
Чтение по ролям потешки «Кисонька – Мурысонька»
Цель: побуждать детей интонационно воспроизводить выразительность отдельных фраз потешек. Активизировать речь детей. Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность потешек.
ФЕВРАЛЬ
Хороводная игра "Бабушка Маланья"
Цель: формирование речевой творческой активности, находчивости, умение сосредоточится.
Игра – драматизация «Тили-бом!»
Цель: воспитывать навыки драматизации; формировать интонационную выразительность речи.
Пальчиковая гимнастика «У нашей бабушки десять внучат»
Цель: вырабатывать умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Развивать способность воспроизводить интонационные особенности речи, выдерживать паузу.
«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» - фольклорный праздник.
Цель: развивать выразительное исполнение фольклорных произведений. Формировать словарный запас. Упражнять передавать содержание небольших по объему произведений.
МАРТ
Разучивание заклички «Весна, весна красная»»
Цель: продолжать знакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм – закличкой. Развивать речевой слух, развивать правильное речевое дыхание.
Хороводная игра «Сидит, сидит зайка»
Цель: упражнять в ритмичном и выразительном произведении текста в игре. Развивать умение ускорять и замедлять темп речи. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Разучивание поговорок: «Маленький, да удаленький»; «Идет, словно павушка плывёт».
Цель: продолжать знакомить детей с поговорками. Активизировать в речи детей прилагательные, стимулировать умение правильно передавать интонацию. Использовать в повседневной жизни в качестве ласки и шутки.
Хороводная игра «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Цель: работать над словопроизношением и ударением. Показать ритмическое звучание, напевность и мелодичность песенок и потешек.
АПРЕЛЬ
«На птичьем дворе»
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
Театрализованное представление по сказке «Маша и медведь»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русских народных потешек и сказок. Формировать познавательную активность, речь; доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Проговаривание чистоговорок:
Жи-жи-жи-живут в лесу ежи. Жа-жа-жа- я нашел ежа. Жу-жу-жу-молоко даю ежу.
Цель: упражнять детей в четком произношении звука «ж» в словах и фразовой речи. Работать над дикцией, выработка внятного произношения слов и словосочетаний.
МАЙ
«Машино утро»; «Маша варежку надела…»;
Цель: продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры; обогатить сенсорную культуру, вводя новые знания о цвете, развивать понимание речи педагога, отвечать на вопросы.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Цель: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении; формировать у детей умение придумывать новое окончание знакомой сказки.
Развлечение «Дрема в гостях у детей»
Цель: познакомить детей со смыслом и значением содержания потешек и песенок. Упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.