Антонина Иванова
Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умение ребёнка позитивно общаться
позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С.
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад.
Публикация «Консультация „Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Нашу группу посещают дети младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе наблюдения за детьми, в их повседневной деятельности, было замечено отклонение в поведении, связанное в первую очередь с функциональной незрелостью нервной системы. Поведение характеризуется как возбудимое, импульсивное, конфликтное и агрессивное. В некоторых случаях наблюдается, наоборот, заторможенность, скованность. Из выше перечисленного можно сделать вывод, в коллективе присутствует достаточно высокая напряжённость и конфликтность, в результате чего происходит непонимание и ведёт к проявлению агрессии. Всё это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию умений общения.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
• активно вступать в диалог,
• задавать вопросы,
• слушать и понимать речь,
• строить общение с учетом ситуации,
• легко входить в контакт,
• ясно и последовательно выражать свои мысли,
• пользоваться формами речевого этикета,
• регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
В ходе работы был проведён анализ научно-методической литературы и в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО по данной проблеме нами были выбраны современные технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста : «В мире детских эмоций» авторы Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. ; «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» автор Саранская О. Н. ; «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» Зедгенидзе В. Я. ; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., и многие другие. На основе этих материалов были созданы картотеки игр, которые мы используем в своей работе:
• картотека эмоциональных игр и упражнений;
• картотека сюжетно-ролевых игр;
• картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.
При проведении игр и упражнений учитываем, что необходимо:
• продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
• воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
• прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
• помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права :
на систему ценностей,
на ответственность,
на личное достоинство и уважение этого достоинства,
на индивидуальность и своеобразие,
на независимость от других людей,
на собственные мысли,
на отстаивание своих прав.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников :
• развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы. (Сюжетно-ролевые игры «День рождения Степашки», «Собираемся на прогулку», этюд «Встреча с другом» и др.)
• учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности. (Творческая игра «Кто здесь, кто», упражнение «Изобрази» и др.)
• развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание. (игра- драматизация «Репка», подвижная игра «Возьми игрушку» и др.)
• воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество. (Хороводная игра «Ау!», «Поводырь», игры- ситуации «Что случилось?» и др.)
Список литературы
1. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста. Практическое пособие.» – М. : Генезис. 2002.- 208с., илл.
2. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! – М. : Генезис, 2002. – 144 с.
3. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Екатеринбург, 2004.