Папки-передвижки

Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева

Татьяна Ибрагимова
Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы

Методика Н. Зайцева «Обучение счету, чтению, письму» в нашем детском саду используют более 15 лет. Данная технология в полной мере реализует личностно-ориентированный подход в процессе обучения. Весь комплекс его оригинальных методических приемов базируется на функциональных исследованиях физиологов и психологов. Н. А. Зайцев выстраивает учебный процесс на основе природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя возможности детского мозга. В основе методики Н. А. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение

Публикация «Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н, А, Зайцева» размещена в разделах

основных дидактических принципов:

• От общего к частному и от частного к общему.

• От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

• Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.

• Системная подача материала.

• Алгоритмизация учебных действий.

• Учет физиологии восприятия учебной информации.

• Охрана здоровья учащихся.

Основу методики составляет игра. Являюсь ведущим видом деятельности дошкольника, она встроена в сложный процесс овладения многими умениями. Запоминание материала происходит непроизвольно, в результате полного раскрепощения позы, поведения и множества движений. Быстрые переводы глаз с объекта на объект, непрерывная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение работы в сидячем положении - еще один плюс методики.

На основе методики Зайцева в нашем детском саду была разработана программа дополнительной кружковой деятельности для всех возрастных групп. Занятия организованы с детьми старшего дошкольного возраста по подгруппам. Планирование занятий носит тематический характер, что позволяет систематизировать знания дошкольников об окружающем, стимулирует познавательную активность, расширяет кругозор детей. Часто новые темы, а иногда и новые игры, появляются по инициативе детей, в соответствии с направленностью их интересов. Важным аспектом организации занятий является стимулирующая развивающая среда, в которой происходит более полноценное интеллектуальное развитие ребенка. Наличие разнообразных, качественно выполненных пособий дает нам возможность постоянно изменять игровую ситуацию, переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. Пособия представляют собой комплекты материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка.

Путь к чтению лежит через письмо. Но письмо не как шкрябание по бумаге, а как материализация звуков. Существует определение письма- как превращение звуков в знаки. Чтение отсюда – это превращение знаков в звуки. Обучение чтению по слогам (склад как единица речи) значительно легче чем по буквам и слогам. Определенная последовательность складов, многократное их повторение упрощает процесс запоминания. Оправдывает себя и рекомендации Н. А. Зайцева о предъявлении детям с первого занятия всех кубиков и таблиц. Об этом свидетельствует и наш опыт работы.

Использование пособий Н. А. Зайцева также расширяет возможности детской памяти. Ребенок трехлетнего возраста запоминает и называет с первого занятия несколько картинок, постепенно увеличивая их количество, пропевают склады с опорой на таблицу. В процессе такого пения наглядно выявляются и корректируются некоторые речевые недостатки. Соотнесение складов по твердости – мягкости, звонкости-глухости помогают ребенку выйти на правильное произношение звуков.

Сопровождение пения ритмическими движениями, усиление и уменьшение громкости пения, изменение темпа, направление пропевания складов стимулирует интересов, желание пробовать то же самим. Нередко ребенок, который не участвует в общей игровой деятельности, тоже все запоминают и постепенно присоединяются к подгруппе.

За одно занятие дети прописывают десятки слов: кубками, указкой по таблице, маркером (мелом) по доске, карандашом (фломастером) на бумаге, работают с карточками и таблицами, картинками и картинами. Особый интерес вызывает заполнение и составление кроссвордов, поиски предмета по запискам, написание поздравлений, приглашений на праздник, просто записок.

Тексты стихотворений, скороговорок, потешек, пословиц, поговорок записываются полностью, атак же разрезаются на части, из которых составляется целое. Любят дети игру»Расставь правильно»-перепутанные таблички (название растений, товаров в магазине) расставляются в нужном порядке, игру «Волшебники» (трансформация слова, игру «Смешные слова», игру «Кто быстрее» (поиск кубика или составление слов, «Магазин», «На кухне», «Части и целое» и т. д. и т. п.

Интересны детям игры-экскурсии в подводный мир, космос, лес, посещение выставок кошек и собак, животных разных материков. Эти игры сопровождаются надписями, выполненными крупным шрифтом. Дети прочитывают и запоминают названия животных, место их обитания. прописывают по таблице особенности внешнего вида (слон-хобот, жираф-шея, кенгуру-сумка и т. д., повадки.

На занятии-сказке рассказываем уже известные детям сказки и совместно придумываем новые. Например, Жил-был….(пишется кубиками, указкой по таблице название животного или сказочного героя). И было у него …. (пишем то, что надо прочесть).

Разнообразие игр направлено на:

• Нахождение взаимосвязей между объектами

• Систематизация об окружающем мире

• Развитие логики

• Развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

• Развитие воображения

• Развитие памяти

• Развитие речи

• Расширение словарного запаса детей

• Формирование познавательной активности

Эта методика позволяет решить задачи познавательного развития.

• Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего непосредственного окружения.

• Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

• Формировать основы познавательног о, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Познавательная активность детей во время этой образовательной деятельности имеет отчетливые внешние проявления.

• Интерес к предмету

• Эмоциональное отношение к предмету

• Действия, направленные на исследования свойств предмета понимание его функционального назначения

Познавательная деятельность в рамках кружка реализуется в разных формах:

• Самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка -стихийно

• Непосредственная образовательная деятельность -организованная воспитателем

• Совместная - ребенка и взрослого- на условиях партнерства

Данная методика позволяет создать условия, стимулирующие познавательную активность детей.

• Удовлетворение познавательных потребностей и потребностей в творческом поведении.

• Стимулирование положительных эмоций при познании окружающего мира.

• Содействие проявлению детских предпочтений, убеждений, догадок.

• Ситуация незавершенности или открытости.

• Поощрение и разрешение многих детских вопрсов.

• Стимулирование ответственности и независимости детей.

• Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях чувствах, сопоставлениях.

• Внимание со стороны ребенка со сторон окружающих.

• Побуждение доводить начатое дело до конца и эмоциональное оценивание усилий и активности.

• Учет возможностей, способностей и опора на личный опыт дошкольника.

Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с детьми и стиль общения. Необходимо выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнер в условиях сотрудничества. Этого могут достичь следующие приемы: обращение к ребенку только по имени, нахождение на уровне глаз ребенка во время общения, опора на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на позитивное построение фраз.

В процессе проводимой нами работы выявлено очевидное стремление детей, посещающих кружек читать,запоминать стихи,знать множество загадок,пословиц. Благоприятная эмоциональная атмосфера снижает у детей чувство неуверенности, позволяет ребенку действовать самостоятельно и стимулирует навыки взаимодействия в коллективе. В то же время, по нашему мнению, эта методика дает простор личному творчеству педагога.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям.

«Магнит». Конспект исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по методу Савенкова с использованием ЭОР Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста по методу А. И. Савенкова с использованием ЭОР. Тема исследования: «Магнит».

Конспект познавательной беседы «Дети и война» для детей старшего дошкольного возраста Цель: 1. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. 2. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Птицы и парки нашего города» Программное содержание Образовательные: Систематизировать знания детей о парках нашего города: детский парк им. А. Г. Николаева, парк "Лакреевский.

Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Моей целью работы над проектом было: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Мир вокруг.

Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Брызгалова Светлана Михайловна Цель: Формирование.

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Откуда хлеб пришел» с использование ЭОР. Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел" Цель: В процессе исследовательской.

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Детского санатория. .

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Памятка для воспитателей «Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста» Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева
Опубликовано: 17 октября 2015 в 17:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ибрагимова (УИ 371928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД