Ирина Бобрешова
Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием
Задание 1 – «Большой и маленький». Цель: образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»
слон (слоненок)
заяц (зайчонок)
кофта (кофточка)
кружка (кружечка)
кресло (креслице)
Публикация «Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
окно (окошечко)
Задание 2 – «Какой, какая, какое?». Цель: образование относительных прилагательных. Инструкция: «Если предмет сделан из стекла, то он какой? – стеклянный.
велосипед из железа (железный)
салат из моркови (морковный)
скамейка из дерева (деревянная)
шапка из меха (меховая)
платье из шелка (шелковое)
варенье из яблок (яблочное)
Задание 3 – «Какой день?». Цель: образование качественных прилагательных. Инструкция: «Какой день, если днем?»
жарко (жаркий)
душно (душный)
ветер (ветреный)
дождь (дождливый)
снег (снежный)
пасмурно (пасмурный)
Задание 4 – «Чье, чей, чья?». Цель: образование притяжательных прилагательных. Инструкция: «Как сказать: Чей хвост? Чье гнездо? Чья вещь? Например, гнездо орла – орлиное».
клюв птицы – птичий
хвост рыбы – рыбий
берлога медведя – медвежья
лапа собаки – собачья
ухо белки – беличье
гнездо воробья – воробьиное
Задание 5 – «Что делает мальчик?». Цель: образование глаголов с помощью приставок (у-, в-, вы-, пере-). Детям предлагалось рассмотреть картинки. Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови, что делает мальчик? Что делает самолет?»
Ходит – уходит – входит – выходит – переходит
Летает – улетает, прилетает
Мальчик уходит от друзей.
Мальчик переходит через дорогу.
Мальчик выходит из подъезда.
Мальчик заходит в подъезд.
Самолет улетает.
Самолет прилетает.
Задание 6 – «Игра со словами». Цель: умение образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ). Инструкция:
У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)
У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)
У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий)
У девочки черные волосы. Какая девочка? (черноволосая)
У рака выпученные глаза. Какой рак? (пучеглазый)
У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый)