Светлана Ивановна Колесникова
Методика реализации развивающих художественно-творческих заданий в самостоятельной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика реализации развивающих художественно-творческих заданий в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательных учреждений.
Колесникова С. И.
Развитие каждого ребёнка как творческой индивидуальности и неповторимой личности - одна из важнейших задач современного образования и воспитания. Особое значение в этом процессе имеет художественно-творческое развитие, определяющее возможность проявления и полноту раскрытия творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности. Художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для разностороннего развития ребёнка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет передать детям то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение.
Публикация «Методика реализации развивающих художественно-творческих заданий в самостоятельной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется художественно-творческому развитию дошкольников. В соответствии с ФГОС "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, свою деятельность мы направили на оптимизацию художественно-творческого развития дошкольников. В совместной и самостоятельной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.
Ученые и исследователи А. В. Бакушинский, Л. С. Выгодский, Е. А. Игнатьев, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина и др. считали, что основная задача педагога – воспитателя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача дошкольного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Важнейшим средством активизации процесса художественно-творческого развития является искусство. Произведения изобразительного искусства, благодаря художественно-образной форме отражения действительности, не только глубоко волнуют человека, вызывая сопереживание, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и вносить элементы творчества в собственную деятельность.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству у старших дошкольников, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество мы разработали поэтапную целенаправленную методику развития художественного творчества в процессе ознакомления с произведениями искусства.
Целью нашей работы является развитие художественного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства.
Реализация цели осуществляется через решение задач : организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности; развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий; приобщение к традициям родного края; привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-творческому воспитанию.
Для реализации поставленных задач мы применили следующие формы работы с детьми: беседы, экскурсии, самостоятельное творчество и сотворчество детей между собой и детей и взрослых; игры, викторины, конкурсы, выставки.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений многообразии окружающего мира - непременное условие развития творческих способностей детей.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были определены педагогические условия развития детского художественного творчества и разработана поэтапная методика развития творческих способностей старших дошкольников.
Работу осуществляли в 2 этапа: 1 этап - создание базиса общих знаний, представлений и умений в процессе обучения и творчества; 2 этап - развитие и совершенствование имеющихся знаний, представлений, умений, их корректировка и творческая реализация в самостоятельно изобразительной деятельности.
Таким образом, мы считаем, что залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является целенаправленная комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1997;
2. ФГОС дошкольного образования (приказ Мин. Обр. науки России от 17.10.2013 № 661);
3. https://www.maaam.ru; https://edu.znate.ru;