Надежда Крылова
Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности
В теории и на практике по проблеме формирования творческой личности ребенка определялись общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности. Одна из таких технологий - это технология проектной деятельности, которой в настоящее время уделяется особенно много внимания.
Публикация «Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности» размещена в разделах
Данная технология, используемая в контексте формирования художественно-творческих способностей, как правило, включает в себя следующие компоненты:
- общие задачи развития креативности личности; частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника (3-7 лет);
- методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника; - комплекс НОД развивающего характера и другие виды образовательной деятельности; формы взаимодействия с родителями, направленные на развитие творческого аспекта личности ребенка в сотворчестве с родителями и т. д.
Большинство используемых в технологии методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом и практическом плане и представляют собой сплав теоретических и методических идей, представленных как в исследованиях российской школы, так и представителей зарубежных теорий креативного развития личности (Е. Л. Торенс)
Одним из позитивных моментов применения проектной технологии художественно-эстетической направленности является организация коллективной творческой деятельности, которая расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия, создания групповых творческих продуктов; организации работы в малых творческих объединениях, когда воспитатель решает параллельно еще одну существенную задачу - в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако, в процессе реализации проектов педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности. Опыт показал, что при организации творческих проектов, как интеративного вида деятельности к проявлению творчества способны уже дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании проекта и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей. Формирование творческих способностей в ходе реализации проекта требует реализации определенных принципов:
- свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор);
- открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающие варианты в условиях, набор вероятных ответов;
- деятельности (деятельностный подход, который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений и навыков, т. е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и Т. Д. ; формирование умения самостоятельно применять знания в разных областях, моделях, контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
- обратной связи, предполагающей рефлексию педагогической деятельности, деятельности детей и родителей;
- амплификации развития (по А. В. Запорожцу) : максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей, что является методологической основной Ф ГОС. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один уз ключевых аспектов ТРИЗ, согласно которой «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение.
Стратегия проектной деятельности художественно-эстетической направленности ориентирована:
- на раскрытие резервов творческого мышления;
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- обогащение творческого воображения;
- развитие способности к достижению оригинального результата решения творческих задач и т. п.
Схема проектной технологии художественно-эстетической направленности состоит из нескольких блоков:
-осознание общей проблемной ситуации;
- ее анализ;
- формулировка конкретной проблемы;
- решение проблемы через реализацию целей и задач, их обоснование;
- исследовательская проверка;
- проверка правильности решения проблемы.
При реализации технологии педагогу необходимо :
- содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени);
- вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
-обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее.
- эмоциональную вовлеченность;
- сталкивать противоположные понятия, образы, идеи;
- соблюдать педагогические постулаты: «от простого к сложному», «Закрепление - мать учения», «ни пресыщения, ни принуждения»,
«радоваться успехам, но не захваливать», «действовать самостоятельно - без подсказки, но иметь право на помощь».
Результативность проектной технологии художественно-эстетической направленности проявляется в следующих интеллектуальных умениях:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезу;
- классифицировать;
- проводить эксперимент в ходе реализации целей и задач, используя разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности в продуктивных видах деятельности : рисунки, подделки и т. д. ; - формулировать выводы;
- делать умозаключения.
Таким образом, в условиях применения технологии проектной деятельности художественно-творческие способности детей формируются в комплексе с личностными качествами ребенка критичностью, пытливостью ума, любознательностью, сообразительностью, логичностью и убедительностью в действиях.