Марина Устинова
Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта работы воспитателя Устиновой Марины Владимировны
1 слайд
Уважаемые коллеги, разрешите Вам представить свой опыт работы на тему: «Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности с учетом ФГОС ДО»
Опыт разработан в соответствии с действующим ФГОС ДО, предусматривающим интеграцию образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса, развития речи в художественно-творческой деятельности.
2 слайд
Публикация «Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной в связи с тем, что за последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи, которое затрудняет общение и отрицательно влияет на мыслительную деятельность.
Психологи и педагоги отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Исследование заключается не в полной разработанности данной проблемы, ее несомненная значимость для освоения детьми старшего дошкольного возраста основ речевой культуры и формирования речи у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности обусловили тему исследования.
3 слайд
Цель, которую я поставила в данной работе – анализ развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.
Объектом исследования является речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают средства формирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
4 слайд
Исходя из цели исследования я поставила перед собой выполнить следующие задачи:
1. Провести речевую работу с детьми в художественно творческой деятельности;
2. Расширять словарь в процессе чтения художественной литературы;
3. Развивать образную речь детей;
4. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей, речевое творчество;
5. Подготовить методический материал: план работы, картотеку речевых игр, игры-драматизации с элементами творчества.
5 слайд
Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе:
1. изучалась литература по данной теме,
2. подобран диагностический инструментарий
3. проведение первичной диагностики уровней речевого развития детей с учетом художественно-творческим компонентом.
На втором этапе после проведения диагностики проводились комплексы игровых образовательных ситуаций по художественно-речевой деятельности, с использованием эффективных методов и приемов, способствующих развитию речи детей.
На третьем этапе проводилась вторичная диагностика уровней речевого развития детей с учетом художественно-творческого компонента.
6 слайд
При проверке уровня развития словаря основное внимание обращалось на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, умение пользоваться выразительными средствами языка.
В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:
Детям предлагались задания на определение – «Что такое?» и «Что значит слово?».
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла – средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.
Во второй методике В. И. Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагались три задания: задание № 1. «Классификация понятий»; Задание № 2. «Подбор синонимов»; Задание № 3. «Подбор определений».
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла – средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.
В третьей методике Н. И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла – средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.
7 слайд
Результаты первого этапа исследования представлены в виде сводной диаграммы обеих групп.
При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было установлено, что у дошкольников как контрольной, так и экспериментальной группы есть проблемы в словарном запасе.
При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.
При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали классификация понятий и подбор синонимов.
При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.
8 слайд
Уровень развития речи у детей старшей группы контрольной и экспериментальной групп отображен в гистограмме
Из данных можно сделать вывод, что высокий уровень развития речи в контрольной группе присущ двум детям, низкий уровень развития речи наблюдается у шести детей. В экспериментальной группе – три ребенка с высоким развитием речи, 8 детей со средним уровнем, 4 ребенка с низким уровнем развития речи.
9 слайд
Результаты влияние художественно-творческой деятельности на уровень речевого развития детей старшей группы контрольной и экспериментальной групп отображены в гистограмме.
Состояние звукопроизношения у детей в экспериментальной группе лучше, звукопроизношение в норме у 8-х детей, частично с улучшениями у 7-х детей. В контрольной группе звукопроизношение в норме только у 4-х детей, частично с улучшениями у 9-х детей, без улучшений – 2-х детей.
10 слайд
На втором этапе был составлен план работы с детьми старшей группы по развитию речи. Показан в таблице.
11 слайд
В своей работе я использовала развивающие методы и приемы, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста :
– Игры: «Угадай, кто я», «Я дарю тебе словечко»; «Встреча со сказкой»; «Почетное звание – Королева слов, Король слов», отгадывание по типу: «Что в волшебном сундучке?».
– Дидактические игры: «Весёлые буковки», «Полслова за вами», «Опиши предмет», «Я знаю», «Сочини сказку о предмете», «Подружи букву» и т. д.
– Инсценирование песен: «Скок, скок, поскок», «Где был Иванушка».
– Русские народные игры: «Ваня-простота», «Селезень и утка», «Репка».
– Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Школа», «День рождения», «Буфет» и т. д.
– Игры с телефоном: «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
– Художественное творчество «Рисование» : «Как мы играем». Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
– Лепку: «герои сказки «теремок» для разыгрывания сказки. Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
12 слайд
Использовались различные формы работы, способствующие развитию речи старших дошкольников. Перечислить по схеме.
13-18 слайды
Демонстрация фотографий
19 слайд
По результатам проведенного исследования был сделан вывод, что высокий уровень развития речи у детей старшей группы в художественно-творческой деятельности характерен для экспериментальной группы.
Исходя из всего выше изложенного, я пришла к выводу о том, что художественная литература, театрализованные игры, дидактические игры, инсценировки песен, фольклорные занятия, пластичные этюды, рисование, лепка, аппликация выступают в качестве основного средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста в воспитательном процессе при соблюдении ряда педагогических условий.
В ходе исследования было доказано, что развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театральную и изобразительную деятельность детей : речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной.