Юлия Гилязова
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в технике коллажа
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетной является самостоятельная поисковая деятельность ребенка в русле педагогики сопровождения. Эта деятельность направлена на добывание знаний, а не на их присваивание (Л В. Занков, В. В. Давыдов, М. С. Каган).
Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать её условие, чтобы достигнуть результата
Публикация «Реализация самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в технике коллажа» размещена в разделах
Движущей силой психического развития является обучение, как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей (Л. С. Выготский). Обучение ребенка может про-исходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве с другим человеком, взрослым или сверстником.
Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решения практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь.
Коллаж имеет большое значение для развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста, способствует формированию и развитию личностных качеств её психических и эстетических возможностей. В чем прелесть коллажа для детей?
Во-первых, он позволяет создать рельефное изображение, а это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.
Во-вторых, изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование.
Основной целью моей работы является создание условий для развития продуктивных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста через использование техники коллаж.
Для того чтобы реализовать поставленную цель необходимо решить следующие задачи:
1. Моделирование развивающей предметно пространственной среды в группе для самостоятельной творческой деятельности детей.
2. Внедрить технику коллаж в продуктивные виды деятельности.
3. Заинтересовать родителей в создании совместных, творческих работ и проектов в семье.
Предполагаемый результат:
Подобраны и систематизированы демонстрационные, дидактические изобразительные материалы.
Внедрены методические приемы по использованию техники коллаж в продуктивные виды деятельности.
Разработана примерная тематика непосредственно образовательной деятельности через использование техники коллаж для детей старшего дошкольного возраста.
Повышен интерес к художественно-творческой деятельности у 100% (детей) и у 70% (родителей) к организации творческой деятельности с детьми.
Повышена динамика развития продуктивных видов деятельности у 85 % (детей).
Основная часть
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и снег, радость и страх. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока : каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
В последнее время я всё чаще стала использовать в работе с детьми своеобразный коллаж для детей старшего дошкольного возраста. В таком виде его можно использовать с младшего дошкольного возраста.
Коллаж : от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
В создании работ в технике коллажа рекомендуется использовать природный материал, различные виды бумаги и ткани, как наиболее доступные материалы. Работа должна строиться на основании дидактических принципов обучения, занятия должны вестись целенаправленно и в системе. Использовать таблицы, технологические карты, схемы, применять готовые изделия, использовать разные виды показа приёмов работы с подробным инструктажем. Разработать методическую последовательность тематики занятий. Организовывать периодические или тематические выставки, приобрести литературу, методические пособия различного содержания.
Использование техники коллажа в работе с детьми очень актуально. Детям это очень нравится. Фантазируя, они заменяют один материал на другой, содержание работ становится неповторимым и интересным. У воспитанников развивается фантазия, творчество, воображение, эстетическое чувство, навыки и умения, мелкая моторика, внимание, творческая активность.
Очень важна роль педагога. От его творческого отношения к делу, умения заинтересовать детей, увлечь их и повести за собой зависит напрямую расположенность детей к данному виду рукоделия.
Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия:
1. Художественный опыт, приобретенный во время НОД. Навыки детей в художественно-продуктивной деятельности складываются в результате систематических занятий, учитывая возрастные особенности, от простого и постепенно переходя к более сложному. Работа над коллажем ведется поэтапно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что даёт возможность ребёнку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
2. Обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, утренников, развлечений. Посещение театра, цирка, выставок, совместные наблюдения за природой на прогулках.
3. Создание условий для свободного пользования различными материалами в самостоятельной деятельности в уголке творчества. Набор материалов должен быть разнообразен и в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать тот, который наиболее полно и выразительно передает замысел.
4. Создание собственных выставок детей как коллективных, так и персональных.
5. Взаимодействие с семьями воспитанников. Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Эффективные формы работы с родителями: мастер-классы: «Как создать коллаж», «Создание композиций по теме», «Как подготовить выставку»; реализация творческих проектов : «Мое здоровье», «Космическое путешествие»; мастерилки: «Путешествие на Северный полюс», «Китайский ресторан», «Волшебные замки»; совместные работы детей с родителями : «Семейное гнездо», «Навстречу друг к другу», «Птица семейного счастья». Многие родители с удовольствием включились в работу по освоению техники коллаж.
Результат моей педагогической деятельности :
Создала развивающую среду в группе.
Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания.
Родители стали активными участниками творческого процесса.
Разработала примерную тематику по использованию техники коллаж для детей старшего дошкольного возраста
Для детей :
Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их работы отличаются новизной и оригинальностью.
Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.
Появился интерес к творческому экспериментированию.
Повысился уровень ручной умелости, координации движений.
Повысился уровень художественно – творческих способностей.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике коллаж. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства и материалы для его воплощения.
Заключение
В процессе совместной деятельности с взрослым дети приобрели умения и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной продуктивной деятельности. Дети используют разные материалы и способы изображения. При создании продукта изобразительного творчества (коллажа) научились планировать свои действия и действовать поэтапно. Они создают работы по схеме, алгоритму и замыслу; анализируют собственное готовое изделие, выделяя достоинства и недостатки, презентуют свою работу и работу коллектива. Составляя композиции с многоплановым содержанием, дошкольники проявляют самостоятельность, при необходимости советуются с взрослым. И самое главное, дети приобрели уверенность в своих силах и радость творчества.