Любовь Куликова
Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого -изобразительная деятельность ребёнка.
Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Публикация «Проект „Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилинография, пластилин
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Необходимость создания проекта :
• Приоритетное направление д/сада «Художественно-эстетическое развитие»;
• Запрос родителей в результате мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
• В результате диагностики изобразительных умений детей с пластилином выявилась необходимость в дополнительной работе;
• В связи с необходимостью подготовки руки к письму детей 5-6 лет, появилась необходимость развивать и тренировать мелкую моторику, такой вид деятельности как пластилинография дает хороший результат;
• Изобразительная деятельность-это такой вид деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем-то, а это так необходимо в современном мире.
Учитывая важность проблемы по развитию художественно-творческих способностей детей, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилинография» - основной идеей которого является рисование картин пластилином. Пластилинография – это один из сравнительно новый жанр (вид) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых картин, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Занятия детей по пластилинографии реализуют основные структурные единицы в рамках соответствующих ФГОС образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством, «Социально-коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать с взрослым и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребенка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Цель проекта : создать условия для развития у детей художественного вкуса и творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания в области изобразительной деятельности, умения и навыки, развивать у них творческую активность, желание рисовать, развивать художественно-творческие способности;
• Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
• Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения;
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
• Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
Основные участники реализации проекта :
воспитанники дошкольной образовательной организации;
педагогический коллектив ДОО;
родители (законные представители) детей, посещающих ДОО.
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013
Используемые формы организации процесса:
• тематические занятия;
• дидактические игры;
• творческие занятия;
• игровые занятия;
• выставки детских работ;
• воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;
• экскурсии в природу ( цель: наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).
Ожидаемые результаты:
1. Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
2. Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
3. Овладеют различными техническими приемами и способами лепки.
4. Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
5. Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
6. Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
7. Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
8. Получат навыки совместной работы.
Способ проверки результатов.
Способом проверки знаний и умений детей является диагностическая карта
развития детей в изобразительной деятельности.
Формы подведения итогов реализации проекта.
-контрольно-диагностические: беседа, диалог, наблюдения, игровые упражнения;
-познавательно – досуговые : дидактические игры, развлечения;
-субъективные и научно-исследовательские: опыты, исследования, практические действия.
Принципы реализации проекта
Настоящий проект систематизировал знания по работе с пластилином,
основываясь на общедидактических ПРИНЦИПАХ:
наглядности;
доступности;
последовательности от простого к сложному;
научности и достоверности.
Особое внимание направлено на:
• взаимосвязь художественного и эстетического восприятия с собственной творческой деятельностью детей.
Психологическое обеспечение реализации проекта :
-создание доброжелательной атмосферы к окружающим;
-воспитание начала культурного общения.
Методы и приёмы, используемые в процессе реализации проекта :
• словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
• наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
• практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
• репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);
• проблемно- поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
• методы работы под руководством педагога.
Структура занятия:
1. беседа;
2. самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
3. дидактические игры;
4. изготовление картины;
5. релаксация;
6. анализ работы.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
• поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
• познавательные игры;
• игры-соревнования;
• конкурсы;
• выставки творческих работ.
Форма контроля
• наблюдение за деятельностью ребёнка;
• практические задания;
• самостоятельные творческие работы;
• самоконтроль.
В ходе занятий используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.). Сами занятия часто проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.
Условия реализации проекта :
• Заинтересованность детей содержанием проекта и его конечным результатом.
• Организация процесса обучения в интересной доступной форме.
• Наглядность обучения.
• Наличие инструментов и материалов для работы.
• Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
• Мебель по росту детей.
Современные образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
игровые технологии,
информационно-коммуникативные технологии,
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Название технологии Задачи Формы организации
Личностно-ориентированные технологии
• Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОО.
• Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
• Приоритет личностных отношений.
• Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОО. • Игры, занятия, спортивные досуги.
• Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
• Упражнения, игры, гимнастики, массаж.
• Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Игровые технологии -Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
-Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребёнку
понять самого себя.
-Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признака группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Информационно-коммуникативные технологии -Идти в ногу со временем,
-стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
-наставником в выборе компьютерных программ,
-сформировать основы информационной культуры его личности,
-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Использование современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Здоровьесберегающие технологии • Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.
• Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей. • Пальчиковая гимнастика.
• Гимнастика для глаз.
• Дыхательная гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика.
• Музыкально-дыхательные тренинги.
• Динамические паузы.
• Релаксация.
• Сказкотерапия.
• Двигательная терапия.
• Музыкотерапия.
Этапы реализации педагогического проекта :
Организационный: изучение современных программ и технологий; анализ нормативно-правовой, организационно- методической, материально–технической базы; разработка комплексно–тематического планирования; первичный мониторинг
Основной: план-график выполнения запланированных мероприятий
Заключительный: выставка детских работ.