Кызынгашева Венера
Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи
▼ Скачать
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С НАРУШЕНИЯ[]МИ РЕЧИ
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Обязательно подлежит проверке следующее:
Публикация «Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;
2) умение различать звуки речи на слух, т. к. оно является предпосылкой овладения грамотой:
- если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;
- к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3--4 букв) слов (дом, пол, соль.);
3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2. 000 слов:
- в словаре ребё нка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, школьная мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
- ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т. д., как этот предмет можно использовать;
- уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;
4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания :
- уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?., три шара, а пять --.);
- понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);
5) владение связной речью:
-человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;
- умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т. д. [7]
Если не все показатели речевого развития, достаточные для обучения ребенка в школе, сформированы у вашего ребенка на хорошем уровне, с ним необходимо дополнительно заниматься.
В число основных компонентов коррекционного воздействия по формированию речевой готовности ребенка к школе входят сюжетно-ролевые игры; игры с правилами; игры и упражнения, моделирующие учебные задания.
Совместная деятельность ребенка со взрослыми членами семьи включает в себя:
- пересказ прочитанного рассказа с опорой на сюжетные картины, которые помогают удержать общую линию повествования;
- пересказ текста без наглядных опор;
- построение рассказа на бытовые темы, хорошо знакомые детям;
- сочетание рассказа на темы, которые не базируются на опыте детей, с опорой на сюжетную цепь;
- создание общей сюжетной линии по схеме волшебных сказок.
Большое значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеет сюжетно-ролевая игра «Школа». Каждый ребенок должен обязательно побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе. Старший член семьи показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям коллективной [2].
Основное назначение дидактических игр -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Игры с предметами: «Похож -- не похож» (обнаружить два предмета и доказать их сходство); «Вершки и корешки» (научиться составлять целое растение из его частей).
Настольно-печатные игры: «Собери картинку» (складывание картинки и вербализация изображенного на ней); «Где это можно купить?» (соотносение предметов, изображенных на маленьких картинках, с названиями магазинов на больших карточках).
Словесные игры: «Кто ты?» (быстрая реакция на названное слово, «роль»); «Отвечай быстро». У детей закрепляется умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); их приучают быстро думать и отвечать [6].
При организации игр и упражнений, моделирующих учебные задания активность ребенка направляется на овладение способами действия, а не на достижение практических результатов.
Полноценная деятельность в данном случае возможна лишь при контроле самим ребенком выполнения задания (сличение с образцом, соотнесение с вербальной инструкцией). В завершение проходит оценка результатов деятельности. Следовательно, эти упражнения содержат все компоненты учебной деятельности и имеют большую дидактическую ценность.
Работа с образцом. «Выкладывание елочки». У детей формируется умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.
Выполнение задания по словесной 2-х кратной инструкции. «Рисование домика лесника». У детей формируется умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители; развивается умение программирования предстоящей деятельности по вербальной инструкции [8].
Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним зависит от эмоционального опыта.
Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
- дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;
- обучение требует систематичности:?10--15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час-два в выходные дни;
- необходимо учитывать принцип «от простого -- к сложному». Нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?»;
- не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребё нка словами: «Если бы сделал (а) так (показ, объяснение, то было бы ещё лучше» [6].
Не рекомендуется родителям : самостоятельно ставить звуки детям, ругать или наказывать детей за неправильное произношение, требовать правильного произношения (если звук не поставлен, акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребёнком, дразнить, сравнивать с другими детьми.
Рекомендуется : давать образец правильной речи, стимулировать процессы, способствующие становлению правильной речи : развивать артикуляционный аппарат (арт. гим., формировать фонематические процессы: анализ и синтез, развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать слуховое внимание, укреплять здоровье ребёнка, создавать благоприятную коммуникативную среду, соблюдать рекомендации специалистов.