МААМ-картинки

Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи

Кызынгашева Венера
Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С НАРУШЕНИЯ[]МИ РЕЧИ

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Обязательно подлежит проверке следующее:

Публикация «Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи» размещена в разделах

1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;

2) умение различать звуки речи на слух, т. к. оно является предпосылкой овладения грамотой:

- если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма;

- к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3--4 букв) слов (дом, пол, соль.);

3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2. 000 слов:

- в словаре ребё нка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, школьная мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;

- ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т. д., как этот предмет можно использовать;

- уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;

4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания :

- уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?., три шара, а пять --.);

- понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под);

5) владение связной речью:

-человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста;

- умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т. д. [7]

Если не все показатели речевого развития, достаточные для обучения ребенка в школе, сформированы у вашего ребенка на хорошем уровне, с ним необходимо дополнительно заниматься.

В число основных компонентов коррекционного воздействия по формированию речевой готовности ребенка к школе входят сюжетно-ролевые игры; игры с правилами; игры и упражнения, моделирующие учебные задания.

Совместная деятельность ребенка со взрослыми членами семьи включает в себя:

- пересказ прочитанного рассказа с опорой на сюжетные картины, которые помогают удержать общую линию повествования;

- пересказ текста без наглядных опор;

- построение рассказа на бытовые темы, хорошо знакомые детям;

- сочетание рассказа на темы, которые не базируются на опыте детей, с опорой на сюжетную цепь;

- создание общей сюжетной линии по схеме волшебных сказок.

Большое значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеет сюжетно-ролевая игра «Школа». Каждый ребенок должен обязательно побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе. Старший член семьи показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям коллективной [2].

Основное назначение дидактических игр -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Игры с предметами: «Похож -- не похож» (обнаружить два предмета и доказать их сходство); «Вершки и корешки» (научиться составлять целое растение из его частей).

Настольно-печатные игры: «Собери картинку» (складывание картинки и вербализация изображенного на ней); «Где это можно купить?» (соотносение предметов, изображенных на маленьких картинках, с названиями магазинов на больших карточках).

Словесные игры: «Кто ты?» (быстрая реакция на названное слово, «роль»); «Отвечай быстро». У детей закрепляется умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); их приучают быстро думать и отвечать [6].

При организации игр и упражнений, моделирующих учебные задания активность ребенка направляется на овладение способами действия, а не на достижение практических результатов.

Полноценная деятельность в данном случае возможна лишь при контроле самим ребенком выполнения задания (сличение с образцом, соотнесение с вербальной инструкцией). В завершение проходит оценка результатов деятельности. Следовательно, эти упражнения содержат все компоненты учебной деятельности и имеют большую дидактическую ценность.

Работа с образцом. «Выкладывание елочки». У детей формируется умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

Выполнение задания по словесной 2-х кратной инструкции. «Рисование домика лесника». У детей формируется умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители; развивается умение программирования предстоящей деятельности по вербальной инструкции [8].

Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним зависит от эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

- дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;

- обучение требует систематичности:?10--15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час-два в выходные дни;

- необходимо учитывать принцип «от простого -- к сложному». Нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?»;

- не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребё нка словами: «Если бы сделал (а) так (показ, объяснение, то было бы ещё лучше» [6].

Не рекомендуется родителям : самостоятельно ставить звуки детям, ругать или наказывать детей за неправильное произношение, требовать правильного произношения (если звук не поставлен, акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребёнком, дразнить, сравнивать с другими детьми.

Рекомендуется : давать образец правильной речи, стимулировать процессы, способствующие становлению правильной речи : развивать артикуляционный аппарат (арт. гим., формировать фонематические процессы: анализ и синтез, развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать слуховое внимание, укреплять здоровье ребёнка, создавать благоприятную коммуникативную среду, соблюдать рекомендации специалистов.

Публикации по теме:

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по подготовке танца «Матрешки» для детей второй группы раннего возраста Всегда приятно порадовать родителей хорошим музыкальным поздравлением. Хочу поделиться, как это можно сделать с воспитанниками 2 группы.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов ЛуллияМетодические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия Методические рекомендации для воспитателей Д. О. в создании дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 08:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей по подготовке к школе детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Кызынгашева Венера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД