Татьяна Грачева
Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики. Постепенное овладение языком находит непосредственное отражение в формировании мышления ребенка, а также развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи.
Публикация «Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
К моменту поступления ребенка в школу, система родного языка должна быть им в достаточной мере усвоена. И ребенок уже может хорошо владеть устной и разговорной речью. Развитие письменной речи начинается с овладения чтением. Осмысленное чтение даётся в процессе обучения. Уровень развития речи в целом определяют качество и количество словарного запаса. Необходимо, чтобы ребёнок знал, какие значения есть у слова, умел употреблять их в речи. Функции коры полушарий мозга организуются в результате действий внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Заинтересованные в развитии ребёнка взрослые используют эффективные и интересные игровые методики.
Я использую разные игры. В игре «Расшифруй слова». Я говорю детям представим, что мы - юные разведчики-скауты, и нам нужно, глядя на картинку какой-либо местности, понять, что за слово зашифровано в подписи с пропущенными буквами. В игре «Короткие истории» : берём много-много (чем старше ребёнок, тем больше, до 30 штук) картинок, на которых что-то происходит. И сочиняем по ним рассказ, логически связывая воедино сюжетную нить. Такие игры обогащают и активизируют словарный запас, развивают логику и связную речь.
Для расширения словарного запаса я использую ребусы. Ребусы учат детей дошкольного возраста правильно чувствовать слово, позволяют вспомнить его написание, включают логическое мышление и воображение.
Игра «Четвёртый лишний» очень проста и интересна детям, заставляет их концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Эту игру использую для развития как зрительного и слухового внимания. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки или «Продолжи ряд». Их я применяю при изучении любой лексической темы.
Для развития фонематических функций я использую игры : «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков, «Хлопни – топни», «Красный – синий» (игры на дифференциацию звуков, «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» (игры на определение места звука в слове) и т. п. Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения использую игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву», «Буква оживает», «Живые звуки».
Кубики могут научить ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории. Кубики действительно могут поспособствовать важнейшему умению в жизни человека — вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе разработано целых восемь игр! Кстати, чем раньше начать развитие речи ребёнка, тем больше шанс, что к первому классу проблем у него практически не будет.
Используя игры в работе по развитию речи, воспитателям необходимо помнить о том, что именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается и взрослеет. Речевой материал с поставленными задачами должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка!