Щепкина Татьяна Викторовна
Методические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей Д. О. в создании дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия
Актуальность
Публикация «Методические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Грамотная речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. К сожалению, в последнее время у детей с речью большие проблемы – речь несвязная, путают падежи, единственное и множественное число, мужской и женский род, поздняя малоактивная, односложная речь.
Игровой метод обучения чтению способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Дидактическая игра, один из сильнейших стимуляторов для проявления детской самодеятельности в области языка и должна быть в первую очередь использована в интересах развития речи детей.
Как игровую методику, в своей работе я использую Круги Луллия, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах, обучению детей чтению.
Цель предлагаемых методических рекомендаций :
Оказать методическую помощь педагогам в создании дидактических игр на основе кругов Луллия для формирования у детей развития активной речи, подготовке детей к чтению.
Описание игры:
Используя универсальность и многофункциональность игрового материала, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Дети самостоятельно могут заменять картинки на кругах, комбинировать задания, пытаться самим определить цель и правила игры.
Круги Луллия представляют детям дошкольного возраста, как волшебные кольца или загадочные круги. На общий стержень (болт) нанизано две - три подвижных пластинки. Нижняя пластинка по размеру больше верхней, Вырежьте треугольную стрелку, которая будет совмещать картинки верхней и нижней пластинок. Пластинки удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника. Сверху установлена подвижная стрелка. Все круги состоят из нескольких секторов – 8 или 10. На них располагаются разнообразные картинки: предметные, сюжетные, слова, цифры, фигуры, схематические изображения.
Возрастная направленность: пособие разработано для детей 4 – 7 лет. как при непосредственном участии педагога, так и без него.
Цель: создание условий для освоения детьми грамотной речью, обучение чтению.
Задачи:
- обогащать активный и пассивный словарь ребенка;
-развивать речь, навыки звукового анализа, обучение грамоте, расширение
и активизация словаря;
- развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели;
Варианты дидактических игр на основе кругов Луллия.
Цель: Развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, применять обобщающее значение предметов; Закреплять цвет, форму, знать цифры и умение решать простые задачи и примеры; развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Один и много деток» (Слайд № 5)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: развивать логическое мышление. Закреплять единственное и множественное число имен существительных. Развивать наблюдательность, внимание и аналитические способности детей.
Задачи:
учить детей правильному образованию названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-, учиться изменять имена существительные во множественном числе.
Закрепить названия диких и домашних животных и их детёнышей.
.Дидактический материал : К двум кругам добавляется ещё один верхний. На верхнем круге картинки с животными, на среднем картинки с одним детёнышем, а на нижнем – картинки с двумя детёнышами.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Чтобы закрепить знания по данной теме, ребенку необходимо произнести сначала названия предметов в единственном числе, а затем научиться правильно изменять эти имена существительные во множественном числе- - по образцу воспитателя. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.
У белки один бельчонок и много бельчат,
У волчицы один волчонок и много волчат,
У коровы один телёнок и много телят и т. д.
Игра «Чей дом?» (Слайд №6)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать на нижней пластинке картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.)., а на верхней - картинки с их жилищем. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем путём вращения круга. Правильно назвать жилище.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит» (Слайды № 7, 8)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: расширение словаря по лексической теме «Животные», развитие
связной речи.
Задачи; закрепление формы винительного падежа существительных.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть круги, затем выбрать на нижней пластинке картинку с любым животным и найти его любимое лакомство с помощью передвижения кругов. Затем стрелкой ребёнок показывает результат, проговаривая ответ:
1-й вариант:
Белка любит орехи;
Медведь любит малину;
Корова любит травку;
Мышка любит сыр; и т. д.
2-й вариант:
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.
медведя мы угощаем мёдом;
петушка – червячком;
зайца – морковкой;
козу – травой;
белку – орехом;
собаку – косточкой.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?» (Слайд №9)
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте,
расширение и активизация словаря.
Возраст: 6 - 7 лет.
Материал и оборудование: круги Луллия, на верхнем крге продавец, а на нижнем - картинки с изображением предметов или продуктов, игрушек.
Ход игры:
Игра проводится в паре или с подгруппой детей.
Ребёнок по внешнему виду продавца определяет, как называется магазин.
Затем раскручивает верхнее кольцо и смотрит, что подходит или не подходит к этому магазину. Обобщает все предметы для названия магазина
К картинке нужно подобрать букву и определить положение звука в слове.
Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
Материал и оборудование: круги Луллия, картинки с изображением букв – 33 шт., предметные картинки – 57 шт.
Ход игры:
Игра проводится в паре или с подгруппой детей.
На среднем круге - буквы, на нижнем круге картинки.
Дидактическая игра «Составь словечко».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Возраст: 6 – 7 лет.
Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза,
обучение грамоте, расширение и активизация словаря.
Материал и оборудование:
Картинки – 10 шт., буквы – 40 шт.
Ход игры:
На нижнем круге предметные картинки, на среднем круге – слог из букв, с которого начинается слово. Дети, раскручивая круг, подбирают нужный слог к предметной картинке.
Другой вариант, на нижнем круге - печатный слог и на среднем круге - печатный слог. Дети, раскручивая круги, образуют слова из слогов
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
- дети стали отвечать на занятиях полным предложением;
в основном, дети не путаются в падежах и числах имён существительных;
– у дошкольников расширились познания о животном, и растительном мире;
– у 80% детей хорошо развита мелкая моторика рук, появился интерес к чтению.
– дети стали более раскрепощены, научились договариваться, уступать друг другу;
– дошкольники научились свободно, уверенно участвовать в играх драматизациях, принимать на себя роли в сюжетно - ролевых играх;
дети научились правильно выражать свои мысли.
создана положительная мотивация к обучению в школе
Главная задача игровой технологии – повысить интерес детей к процессу обучения. Желаю успехов!