Анжелика Мананникова
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса
▼ Скачать + Заказать документы
Основной принцип мастер-класса:
«Я знаю, как это сделать, и я научу вас»
Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности. Учениками становятся как педагоги, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер – класс позволяет познакомиться с работой над конкретным произведением, творческим продуктом и более общими принципами и подходами педагогической и исполнительской деятельности.
Публикация «Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
• психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
• профессиональные способности;
• педагогическую технику;
• определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Что же такое мастер – класс в педагогической деятельности?
Мастер – класс – одна из эффективных форм диссеминации собственного опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников.
Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов, являющаяся, по сути, главным средством передачи своей новой (авторской) идеи. Он представляет собой интерактивное занятие практической направленности с профессиональной аудиторией. Объединяющее формат тренинга и конференции для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.
Мастер – класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
В мастер – классе сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний. А способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений.
Основные научные идеи мастер - класса – деятельностный, личностно – ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога – мастера.
Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.
Тематика мастер – класса включает в себя:
• обзор актуальных проблем и технологий;
• различные аспекты и приемы использования технологий;
• авторские методы применения технологий на практике.
На мастер – классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким контролем педагога, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы.
Педагог – Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу, обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на развитие ведущих качеств личности; оригинальность методики.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер – класса обеспечивается посредством создания четырех типов условий:
1.) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2.) стимулируется познавательный интерес;
3.) отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
4.) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер – класса, отслеживаются позитивные результаты учебно – познавательной деятельности каждого участника.
Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер – классы от всех остальных форм трансляции опыта.
Формула мастер-класса:
Успешная технология + Компетентностный специалист (Мастер) + Доступность для коллег + Интерактивность = Мастер – класс.
Характерные особенности мастер-класса:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Смена деятельности;
• Наглядность;
• Образность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Простота;
• Доступность;
• Инициативность;
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
• Рефлексивная деятельность.
Формы проведения мастер – класса:
- имитационная игра (педагог – мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);
- лекция с показом приемов;
- практическое занятие;
- интегрированное занятие (лекционно - практическое занятие).
Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Позиция Мастера
• позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности (процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание);
• мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении (использует метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями);
• мастер работает вместе со всеми (создание условий для включения всех в активную деятельность, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности;
• мастер предлагает формы, методы, технологии работы, а не навязывает их участникам;
• мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер – класса, но дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов – мастеров, каждый мастер – класс обладает яркими отличительными чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер – класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных методов и неудач.
Мастер - класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязные блоки:
1. Цель – ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителям мастер – класс его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер – класс.
2. Основные задачи мастер – класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
- передача педагогом – мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
- повышение профессионального мастерства участников;
- совместная отработка методических подходов педагога – Мастера и приемов решения поставленной в программе мастер – класса проблемы;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
3. Средства
Для достижения цели средства могут быть выбраны любые: технические, наглядные и т. д.
4. Действия – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога – Мастера.
5. Результат – умение применить в своей деятельности методический прием, метод, методику или технологию, в которой активно работает мастер.
Таким образом, педагог – Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно – воспитательной работы по своему предмету. Мастер – класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность обучающихся, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем, как применить данные методы и техники в своей педагогической деятельности). Сам процесс рефлексии заключается в самоанализе проведенного занятия педагогом – Мастером, где участники задают вопросы по мастер – классу; проходит общая дискуссия; выступление педагога – Мастера с заключительным словом по всем замечаниям и предложениям.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы проведения мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный. Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей, воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия. Участники встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
2. Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями. Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование – представление выполненных работ.
3. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овладение общекультурными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры. Мастер организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Проводится рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер – классе.
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер – класса рекомендуется использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого ученика мастер – класса.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва», приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер – классов в рамках распространения педагогического опыта работников учреждений дополнительного образования.