Алина Лебедева
Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка : «Примерный план работы в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении»
составители:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66 «Белочка» 1квалификационной категории Синдицкая Ирина Михайловна
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета направления «Логопедия» СМОЛГУ Лебедева Алина Андреевна
Публикация «Методическая разработка „Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранны все ее структурные компоненты. К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе. Поэтому главный принцип, по которому отбираются дети в кружок – это наличие у детей тяжелых нарушений речи.
Цель данного кружка – это своевременная профилактика речевых нарушений.
Занятия по коррекции речевых нарушений, в условиях кружка реализуются через следующие задачи:
1. Развивать речевой аппарат;
2. Формировать правильное речевое дыхание;
3. Развивать голос и интонацию;
4. Развивать фонематические процессы;
5. Совершенствовать общую и мелкую моторику;
6. Учить ориентироваться в пространстве;
7. Развивать навыки творческого мышления.
В соответствии с задачами были выделены следующие методы, реализации данных задач:
1. Артикуляционные упражнения. Цель упражнений – развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В течение занятия детям предлагается не более 5 – 6 упражнений. Когда дети начнут выполнять эти упражнения четко, через 2 – 3 занятия педагог знакомит их с другим упражнением. Затем постепенно добавляются следующее.
2. Дыхательные упражнения. Целесообразно проводить после артикуляционных упражнений. Цель упражнений – формировать навыки и умения правильного речевого дыхания; отрабатывать длительный выдох.
3. Развитие речевого голоса и интонации. Цель упражнений – научить детей пользоваться свойствами голоса и интонации, изменять тембр, темп, ритм речи, выделять ударные слоги.
4. Развитие фонематических процессов. Цель упражнений – развитие слухового восприятия, фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематической памяти, внимания, способности к его переключению и п.
5. Совершенствование моторики. Цель упражнений – благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений, укрепление мелкой моторики.
6. Обучение ориентации в пространстве. Цель упражнений – учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле, а также развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
7. Развитие навыков творческого мышления. Цель упражнений - развитие зрительного внимания, памяти, формирование интеллектуальных умений, творческого мышления детей, как необходимой работы формированию предпосылок к обучению в школе, т. ч. навыков развернутого высказывания.
Программа коррекционной работы построена в соответствии с принципами:
1. Концентрическим – это означает, что ознакомление детей с определенной с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
2. Принцип единства диагностики коррекции азвития неразрывности речевого и психологического развития ребенка.
Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально – волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
3. Дидактические принципы:
- принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);
- принцип индивидуализации и гуманизма.
4. Специфические принципы:
- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5 – 7 лет;
-принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;
-принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;
- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.
Ожидаемые результаты:
• улучшение произношения отдельных звуков;
• дифференциация звуков речи;
• различение звукового состава слов;
• выделение ударного слога;
• активизация общения;
• укрепление мелкой моторики;
• развитие ориентации в пространстве, в собственном теле;
• организация устных, по возможности, развернутых высказываний детей.
Структура и содержание занятий.
Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть направлена на профилактику речевых нарушений, вторая часть – на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование моторики. Общая продолжительность занятия – 25 минут.
Первая часть занятия состоит из следующих этапов (13мин.) :
• упражнения для выразительности мимики, жестов, движений (2мин.);
• артикуляционные упражнения (4мин.);
• дыхательные упражнения (2мин.);
• развитие речевого голоса и интонации (2мин.);
• развитие фонематических процессов (3мин.).
Вторая часть состоит из следующих этапов (12мин.) :
• совершенствование мелкой моторики (3мин.);
• развитие ориентации в пространстве (4мин);
• развитие навыков творческого мышления (5мин.).
Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся проведением кратких конспектов в соответствии с вышеизложенным содержанием занятий.
КОНСПЕКТ
Тема: «Звук [А]»
Цель: Профилактика речевых нарушений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обучить плавному свободному выдоху;
- развивать выразительность мимики, движений, голоса;
- развивать пространственную ориентацию.
Коррекционно - развивающие:
- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
- развивать общую и мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать у детей усидчивость;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: картинка врач слушает мальчика.
Лексико – грамматический материал: слова, стихи.
План занятия :
1. Организационный этап.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Введение звука.
4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнение по развитию фонематических процессов.
7. Деление слов на слоги.
8. Беседа об осени.
9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.
10. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.
11. Итог занятия.
Ход урока
1. Организационный этап.
Логопед : Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.
-Молодцы, садитесь на места.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Наше занятие мы начнем с артикуляционной гимнастики. Нам нужно размять наш язычок и губки, чтобы мы могли хорошо разговаривать. Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удерживаем.
Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Логопед : Следующее наше упражнение - «Лягушка». Давайте улыбнемся так, чтобы были видны наши зубки. Сначала посмотрите, как выполняю упражнение я, а потом сделаем все вместе.
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану
Логопед читает стихотворение и показывает образец того, как надо правильно выполнять упражнение. Далее дети вместе с логопедом выполняют упражнение.
Логопед : Молодцы! А теперь давайте поиграем в «слоника», сомкнем губки и вытянем их вперед. Логопед показывает, дети выполняют по образцу.
Буду подрожать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.
Дети выполняют каждое упражнение по 4-5 раз, после показа логопеда.
3. Введение звука.
Логопед : Дети, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Дети: Доктор слушает мальчика.
Логопед : Правильно. А что мы произносим, когда доктор смотрит наше горлышко?
Дети: Аааа.
Логопед : Правильно, звук [а]. Давайте все вместе произнесем звук [а].
Дети с логопедом произносят звук [а].
Дети: Ааааа.
Логопед : Молодцы! А что делают наш ротик, когда мы произносим звук [а]?
Дети: Широко открыт.
Логопед : Правильно ротик широко открыт. А что делает наш язычок?
Дети: Лежит.
Логопед : Правильно, язычок лежит за нижними зубками. Молодцы! Значит, когда мы произносим звук [а], то наш ротик широко открыт, язык лежит за нижними зубками.
4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.
Логопед : Давайте с вами широко откроем ротик и попробуем разбудить наш голосок. Я начну, а вы продолжите.
Громким голосом произносим: Ааа!
Средним голосом произносим: Ааа!
Тихим голосом произносим: Ааа!
Дети по образцу логопеда произносят звук [а] сначала громко, потом средне и тихо. Итак, по 4-5 раз.
Логопед : Молодцы, вы хорошо справились.
5. Дыхательная гимнастика.
Логопед : Вот мы с вами произносили звук [а], а теперь давайте с вами попробуем его подышать.
А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [а].
Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.
Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [а].
Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.
6. Упражнение по развитию фонематических процессов.
Логопед : А) Дети, у меня для вас есть очень интересная игра. Давайте представим, что наши колени это клавиши от пианино. Сейчас мы положим ручки на колени и попробуем проиграть песенку «А». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.
Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [а] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [а] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.
Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [а] : аа – аа; потом 3 раза: ааа – ааа. Дети повторяют за ним.
Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.
Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала а-а-а-а; аа-аа; ааа-ааа.
В) Молодцы! Ребята посмотрите, как я умею звать слова. Аня!
Логопед произносит слово, выделяя звук [а]. Все слова подбираются так, чтобы звук [а] находился в начале слова и был в сильной позиции.
-А вы хотите научиться звать слова?
Дети: Да.
Логопед : Тогда повторяйте за мной.
Логопед по очереди произносит слова, выделяя звук [а]. (Аист, арка, азбука, ангел, август).
7. Деление слов на слоги.
Логопед : Молодцы, вы хорошо справились. А вы знаете, что слова можно не только звать, но можно и отхлопывать. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово аист. Логопед показывает, как правильно можно отхлопать слово.
Логопед : А-ист. А теперь давайте попробуем еще раз, отхлопать слово аист.
Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: арка, азбука, ангел, август.
8. Беседа об осени.
Логопед : Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед : Правильно. А что люди собирают осенью?
Дети: Урожай.
Логопед : А какой урожай они собирают?
Дети: Овощи.
Логопед : Правильно. А какие овощи вы знаете?
Дети: морковка, капуста, помидор, огурец и тд.
Логопед : Молодцы. А где растут овощи?
Дети: На грядке.
9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.
Логопед : Правильно. Ребята, а послушайте и посмотрите, какое хорошее и красивое стихотворение я знаю об огороде и овощах.
В огород пойдем, (Маршировать на месте)
Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты (Имитировать, как срезают, таскают, копают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками)
Щавеля нарвем немножко ("Рвут")
И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки)
Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.
10. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.
Логопед : Ребята, давайте сейчас с вами поиграем в очень интересную игру. Посмотрите, вот это ковер. Давайте договоримся. Там, где мы стоим, - это низ ковра. Противоположная сторона – это вверх ковра.
Педагог встает в цент ковра.
- По моей команде вы должны встать там, где я скажу.
- Внимание! Встаньте вверх ковра.
- Где вы стоите? (Вверху ковра.)
- Встаньте в низ ковра.
- Где вы стоите? (В низу ковра.)
- Девочки, встаньте вверх ковра.
- Где стоят девочки? (Вверху ковра.)
- Где стоят мальчики? (В низу ковра.)
Логопед учит детей ориентироваться в понятиях вверх и низ.
11. Итог занятия.
Логопед : Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!