Штинова Ольга
Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (3 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия.
Используется 2 – 4 раза в месяц. Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Технология носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе с детьми. Музыкотерапия (как фон, в свободное время. Заторможенные малыши нуждаются в стимулирующей музыке, возбужденные – в успокаивающей, дети дистонического типа – в стабилизирующей. В зависимости от части занятия или организуемой деятельности, в которой музыка выступает как фон, также используется музыка разного вида (деление музыки на виды в определенной степени условно). Использование музыки в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.
Публикация «Обобщение опыта работы „Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении“ (3 часть)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
В процессе организованной занимательной деятельности детей нами используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т. д. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением — оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
1. Пальчиковая гимнастика.
Проводится ежедневно, комплекс упражнений, который служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, что, в свою очередь, способствует развитию речевого центра головного мозга.
Используется на всех видах занятий и в свободное время. Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
2. Дыхательная гимнастика.
Система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Занятия по дыхательной гимнастике рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: в утренние часы на зарядке, на спортивных, музыкальных занятиях для восстановления дыхания. Использование дыхательных упражнений в сочетании с аромотерапией.
В этом году в период обострения гриппа и ОРВИ, был реализован проект «Чтоб здоровым, сильным быть надо лук чеснок любить». Была проведена беседа о пользе чеснока, игры «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» и т. д. Активное участие принимали родители - изготовили из киндера футляр для аромотерапии, приносили чеснок и лук в группу. Результат проекта - низкий процент заболеваемости в период обострения гриппа и ОРВИ (Приложение 3).
3. Динамические паузы.
Проводится во время непосредственно образовательной деятельности, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
4. Гимнастика пробуждения.
Поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки. Включает в себя воздушный (контрастный) метод закаливания в сочетании с общеразвивающими и координационными упражнениями. Выполняется после сна.
5. Гимнастика для глаз.
Выполняется ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время. Комплекс упражнений, способствующий профилактике нарушения зрения. Используется наглядный материал, показ воспитателя.
6. Корригирующая гимнастика.
Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Занятия по корригирующей гимнастике проводятся 1 раза в неделю с подгруппой детей 10-12 человек, продолжительность-20 минут.
7. Закаливание.
Большое место в работе занимает организация системы закаливания, как важнейшей части физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия. Закаливание воздухом, закаливание солнцем, водой. В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
8. Подвижные игры.
Подвижные игры являются ведущим видом двигательной деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
2.2. Работа с семьёй
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьёй, по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей, используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями.
Такие, как выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания, спортивные семейные эстафеты.
Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
1. Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОУ.
3. Индивидуальный подход к каждой семье.
4. Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критике и самокритике.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает :
ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т. д. ;
ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (ЛФК, массаж, самомассажа);
ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ. Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления (фитотерапии, пальчиковым играм, элементам фитбола);
В перспективе планируем создать клуб «Папа, мама, я - спортивная семья», для повышения уровня знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Таким образом, созданная единая система "детский сад - дети - родители " на данный момент достаточно успешно функционирует.
2.3. Работа с педагогами
С педагогами детского сада проводилась целенаправленная работа по повышению профессиональной культуры, по организации физкультурно-оздоровительной работы. На педагогических советах и семинарах подготовила доклады: «Организация работы по физическому направлению», «Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в оздоровлении», «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий», «Организация работы по валеологическому просвещению детей и родителей».
Педагоги знакомились с современными педагогическим и медицинским опытом по оздоровлению детей, с эффективными методиками и технологиями. Открытые просмотры и взаимопосещения помогали педагогам освоить методы и формы оздоровительной работы с дошкольниками.
Также распространяла свой опыт на муниципальном уровне:
КМО п. Березиновский «Переход на ФГОС в условиях ДОУ» доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;
Семинара на базе МКДОУ ЦРР - Чесменский детский сад «Берёзка» тема: «ФГОС дошкольного образования. Образовательный процесс в ДОУ» доклад на тему: «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста с учетом гендерных различий в соответствии с ФГОС ДО».