Светлана Егорова
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская позиция: По моему мнению, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Собственная педагогическая идея: использование инновационных форм работы с родителями в дошкольном учреждении.
Публикация «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Исходя из основных задач нашего дошкольного учреждения, я сформулировала цели своей педагогической идеи так:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи и ДОУ в единое информационное пространство для сотрудничества.
Актуальность: Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Инновационная направленность педагогической идеи: В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведу примеры некоторые из них из моей практики:
1) «Семейная академия». В работе с родителями использую такую форму, как «Семейная академия», где работают разные кафедры по потребностям родителей :
«Кафедра современной мамы»
«Кафедра молодой семьи»
«Кафедра семейных традиций»
«Кафедра особый ребенок»
Эту работу я организую на индивидуально-семейном уровне. Веду «Кафедру особый ребенок», где оказываю различную педагогическую помощь, семье имеющего ребенка – инвалида.
2) Учитывая занятость родителей, использую интернет, как нетрадиционную форму общения с семьей. Веду сайт нашего дошкольного учреждения, там мною открыта «Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в коротком сообщении высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. на форуме сайта нашего детского учреждения.
«Видеоконференцсвязь» эта связь осуществляется в новой информационной форме – программе Skype,она помогает родителям выяснить какие-либо значимые для них проблемы. Вместе с родителями выбираем для них интересующую тему, определяем время и дату, удобное для них и затем организуем видеоконференцию.
«Консультативный пункт «Журавленок»», в котором предоставляются консультации по проблемам воспитания, обучения и развития детей. К сожалению, не все родители, в меру своей занятости успевают прочитать консультации, выставленные на стендах в самом детском саду, поэтому было принято решение выставлять консультации на сайт ДОУ.
3) «Посещение семьи». Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т. д. Посещение приносит пользу родителям : они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
4) Фестивали семьи. Они проходят на групповом уровне и по разнообразным тематикам (опыт многодетных семей, опыт семейного воспитания, номера спортивной и творческой тематики). Наши участники - дети, родители, педагоги. Такая форма работы сближает всех участников воспитательно-образовательного процесса и способствует укреплению семьи, формированию семейных ценностей, традиций и обычаев.
Технологичность: Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения, а значит, эта педагогическая идея эффективна, она работает! Она может быть принята и использована в работе другими педагогами, на основе ее можно искать новые способы сотрудничества с родителями. Семья и детский сад только в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Результативность реализации авторской работы :
Об эффективности, проводимой, в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
участие в общесадовских, районных и городских конкурсах и соревнованиях.