Штинова Ольга
Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛАВА II. Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок»
2.1. Здоровьесберегающие технологии, используемые в МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок»
Публикация «Обобщение опыта работы „Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении“ (2 часть)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Опыт работы над темой «Использование здоровьесберегающих технологий образования в дошкольном учреждении» сложился постепенно. В течение года мы работаем над данной проблемой. Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени.
Главное в ней помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
На начальном этапе было проведено исследование следующих показателей за 2013 и 2014 года:
посещаемость;
заболеваемость;
протяженность больничных дней.
Результаты исследования видны на диаграмме (Приложение 1).
Посещаемость в 2012- 2013уч. году составила 75%, в 2013-2014уч. году- 78%.
Заболеваемость гриппом, ОРВИ, ОРЗ и другим простудными заболеваниями в 2012- 2013уч. году составила 68%, а в 2013-2014уч. году- 62%.
Продолжительность больничных дней в среднем в 2012- 2013уч. году составляла 6 дней, в 2013-2014уч. году- 5 дней.
На констатирующем этапе было выявлено, что посещаемость группе «Улыбка» низкая, а уровень заболеваемости высокий, продолжительность больничных дней в среднем составила 5- 6 дней. На основании полученных данных мы разработали план своей деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности :
внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Основные направления работы :
валеологическое;
диагностическое;
физическое;
оздоровительное-коррекционное;
психоэмоциональное.
Оздоровительные задачи :
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи :
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств, воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
На каждого ребёнка в группе была заведена индивидуальная карта здоровья, которая позволяет следить за изменениями организма ребёнка, с учетом которой строится система физкультурно-оздоровительной работы (Приложение 2).
Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ «Светлячок» : Технологии обучения здоровому образу жизни :
1. Непосредственно образовательная деятельность.
Физкультурные занятия, которые проводится 2 – 3 раза в неделю в спортивно зале или на воздухе, проводятся в соответствии с ФГОС и программой ДОУ, в хорошо проветриваемом помещении. В системе физкультурно-оздоровительной работы групп «Улыбка» прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха учитываю климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
Темы праздников самые разнообразные :
«Путешествие в осенний лес»;
«Веселые старты»;
«Путешествие в спорталандию» и др.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победа
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Наряду с физкультурными праздниками в ДОУ широко используются физкультурные досуги, которые не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (средняя и старшая группы).
Такое мероприятие организуются 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. Педагоги используют различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга:
«Дорожка здоровья»;
«Индейцы» и другие.
Помимо организованных видов деятельности по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. При планировании самостоятельной деятельности заботимся о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделяем в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды в течение дня вносим различные физкультурные пособия, и по-разному группируем их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
В группе создан уголок здоровья, который оснащен стандартными и нестандартными видами физкультурного оборудования.
2. Игротренинги и игротерапия.
Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Организовывается не заметно для ребёнка, по средствам включения педагогов в процесс игровой деятельности.
3. Точечный самомассаж.
В преддверии эпидемии ОРЗ в осенний и весенний периоды в утренние и вечерние часы. Проводится строго по специальной методике, с часто болеющими детьми. Используется наглядный материал. Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка.
В течение двух первых осенних месяцев в профилактических целях проводился массаж по системе А. А. Уманской.
Для родителей была проведена консультация, с целью преемственности работы в семье и ДОУ, на тему: «Массаж по системе А. А. Уманской как одно из средств профилактики простудных заболеваний», а также подготовлена папка-передвижка по данной теме. Использование массаж по системе А. А. Уманской позволило снизить уровень заболеваемости в группе.
Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме с использованием массажных перчаток, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Коррекционные технологии :
1. Сказкотерапия.
2 занятия в месяц по 15 минут, групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей. Данная технология позволяет спроектировать на сказочную ситуацию проблемы, страхи, волнующие ребенка и позволяет ребёнку самому, или при помощи взрослого найти пути их преодоления.
2. Психогимнастика.
2 раза в неделю по 15минут, психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, а так же на формирование у детей различных психических функций, на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния.
3. Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия.