Наталья Осина
«Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении» (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Публикация «„Предметно-развивающая среда по экспериментированию в дошкольном образовательном учреждении“ (опыт работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Цель:
- развитие познавательных процессов
- развитие потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к поисковой деятельности
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира
- развивать личностные качества ребёнка, такие как любознательность, наблюдательность.
Для раскрытия опыта работы необходимо определить, что же такое предметно - развивающая среда для экспериментирования в дошкольном учреждении. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая
идея, цель.
Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, когда ребёнок экспериментирует, то он выступает как своеобразный исследователь, который самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания и освоения. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает с помощью проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.
В каждой группе детского сада необходим центр экспериментирования.
Задачи центра:
- развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); первичных естественнонаучных представлений, любознательности, активности.
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены следующие места:
- хранения материалов (природного, «бросового»)
- проведения опытов
- неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
- место, где размещают различные предметы : (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
Материалы, находящиеся в центре экспериментирования, распределяются по разделам : «песок и вода», «звук», «магниты», «бумага», «свет», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Так же необходимо иметь основное оборудование:
1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, магниты;
2. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
3. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы;
4. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья и т. д. ;
5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
6. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
7. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
8. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
9. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
10. Прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.
И необходимо дополнительное оборудование:
- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Они очень просты и легко запоминаются:
- бери только нужные для работы материалы;
- работай с сыпучими материалами, с водой;
- пробовать на вкус вещество можно только под присмотром взрослого;
- любить порядок: клади на место все материалы по окончании работы.
Правила работы с материалом в процессе экспериментальной деятельности были предложены детям в стихотворной форме:
С песком:
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, Брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
По окончании работы :
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен быть рассчитан на детей с разным уровнем развития. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Ф. А. Сохина, Н. Н. Поддъякова, С. Н. Николаевой. Авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка : в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результат, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию можно проводить со 2-й младшей группы.
С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: утонет ли резиновый мяч? Почему нельзя есть снег?
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Мы проводим следующие эксперименты : «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени» знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки» даем представление о том, что лед это замороженная вода и др.
В этом возрасте в экспериментировании ставиться цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Необходимо постепенно привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"
Дети учатся подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.
Так, например, на занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
Вместе с детьми выясняем, каким образом можно спрятать колечко в воде, но для этого всё необходимое уточняется. Далее проверяем все предложенные детьми варианты для решения проблемы, планируем свою деятельность (обернём стакан бумагой, но её нет, тогда покрасим воду). В процессе деятельности обсуждаем все производимые действия и то, что происходит.
Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.
На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.
С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); Во время экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру (постановка проблемы, которую необходимо разрешить) :
- определить, что нужно сделать для решения проблемы;
- выяснение возможных путей решения;
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Дети очень любят экспериментировать. Так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство экспериментирования в детском саду заключается в том, что в его процессе:
- дети получают наглядные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
Ежедневно в своей практической деятельности педагоги, сталкиваются с приемами и методами изучения экологии. Было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. Через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса, оказалось, что экспериментирование недостаточно используется в практической работе с детьми. Поэтому необходимо обогатить знания и опыт по данному вопросу. Для этого были проведены ряд следующих процедур:
- изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьева,» Н. А. Рыжова;
- проведена диагностика детей по критериям, которые необходимы для опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов;
- разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментирование, возможно, проводить в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми на занятиях или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Наблюдения практической работы показывают, что постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх – опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Для того чтобы поддерживать интерес на протяжении всего хода экспериментальной деятельности опыты были предложены детям от имени игровых персонажей. Дети младшего и среднего возраста делают открытия и удивляются вместе с котёнком -Узнавайкой, Незнайкой. Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет. Старшие дошкольники вместе с Любознайкой задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».
На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей определяют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы.
У детей развивается умение вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?»
Так же они учатся в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему?
В процессе экспериментирования детьми осваиваются навыки межличностного общения и сотрудничества. Они учатся договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций необходимо обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, помогать друг другу.
Заключение.
В результате создания предметно-развивающей среды для экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении и организация экспериментальной деятельности, можно сделать вывод, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Литература
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Подьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
4. Подьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О., Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
10. Интернет ресурсы.