Получи документы

Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы)

Светлана Самигуллина
Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Самигуллина Светлана Павловна

Ст. Восп.

МБДОУ д\с присмотра и оздоровления №20 для детей с туберкулезной интоксикацией функционирует с 1928 года. В ДОУ работают 5 групп, контингент воспитанников с 2 до 7 лет, 24-часовое пребывание детей, 5-ти дневный режим работы.

Одна из основных задач нашего детского сада – лечение и оздоровление, направленное на предупреждение развития локальных форм туберкулеза у детей, инфицированных туберкулезом из очагов туберкулезной инфекции и групп риска по заболеваемости туберкулезом. При поступлении в д/c дети осматриваются специалистами ДОУ, анализируются данные медицинской карты, дается комплексная оценка состояния здоровья ребенка. На основе изучения возрастных и индивидуальных особенностей определяется группа здоровья ребенка и подбирается лечение в условиях детского сада и оптимальный двигательный режим.

Публикация «Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы)» размещена в разделах

В МБДОУ ведется методическая работа с кадрами :

• вопросы физического воспитания и оздоровления дошкольников включены в годовые планы работы ДОУ, рассматриваются на педагогических советах, семинарах.

• проводятся консультации для воспитателей

• обобщен опыт работы ДОУ

В системе работы ДОУ проведение спортивных праздников и развлечений, в том числе с участием родителей; участие команды ДОУ в районном фестивале «Здоровая семья – здоровый ребенок» (номинация «Мама, папа, я – спортивная семья»).

ДОУ работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кроме того, используем парциальные программы, методические разработки.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

здоровьесберегающую структуру ДОУ;

• оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

• формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах: медико - гигиенической и медико – профилактической, физкультурно – оздоровительной, информационно – просветительской, образовательной, коррекционной, спортивно – досуговой, экологической и др.

Медико-гигиенические технологии направлены на укрепление здоровья детей. Они представляют собой комплекс оздоровительных и реабилитационных мероприятий для дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата и часто и длительно болеющих детей. Лечебно – профилактическая работа в ДОУ включает в себя использование физиотерапевтических процедур (ультразвуковая терапия, ингаляционная терапия, а также лечебную физ. культуру, оздоровительный массаж.

Одним из существенных достижений современной медицины является разработка новых оздоровительных технологий на основе средств физической культуры (Т. К. Марченко, С. Д. Поляков, С. В. Хрущев). Так, эффективным средством профилактики и коррекции деформации позвоночника специалисты считают правильное и своевременное проведение лечебной физкультуры. В условиях ДОУ инструктор по физической культуре проводит общеразвивающие и специальные физические упражнения. Для общеразвивающих упражнений использует современное реабилитационное оборудование: ортопедические мячи (фитболы, «сухой» бассейн, мягкие модули, также проводит упражнения с использованием обычного физкультурного оборудования (гимнастические палки, мячи разных размеров, скакалки и др.). Специальные упражнения подбираются с учетом выявленной патологии т особенностей психомоторного развития ребенка.

Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, преимущественно на свежем воздухе, лечебно-оздоровительная физкультура с инструктором по ФК по профилактике плоскостопия и коррекции осанки, координации всего опорно – двигательного аппарата. Педагоги детского сада ведут работу по оздоравливанию методами Б. С. Толкачева, А. А. Уманской, Т. Нестерюк. Создание игровой ситуации, позволяет детям освоить способы профилактики и лечения ОРВИ эффективным и безвредным массажем особых зон на теле.

В ДОУ организована самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием лыж, санок, игр в хоккей, футбол. и т. д. Для преодоления гиподинамии во время дневной прогулки проводится «Час здоровья», в зимнее время он состоит из ходьбы на лыжах, катания на санках, в летнее время оздоровительный бег по Тропе здоровья. Опыт показал эффективность оздоровительного бега.

В детском саду используется «сухой бассейн» - большие мягкие емкости, наполненные множеством разноцветных шариков. Дети с удовольствием «плавают» в таком бассейне, получая общий массаж тела.

С младшей группы в ДОУ (в игровой форме) организовано обучение дыхательной гимнастике, точечному массажу, в индивидуальную работу включаются специальные упражнения на укрепление различных групп мышц, используются различные методы эстетикотерапии: игры – медитации, спонтанные танцы, прослушивание спокойной музыки с релаксационными упражнениями, психогимнастика – все это гармонизирует внутренний мир ребенка, создает душевный комфорт.

Здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. Формирование здорового образа жизни используется в образовательном процессе ДОУ. Педагоги проводят работу по валеологическому воспитанию детей. Подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни.

Особое внимание педагоги уделяют системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка. Как показывает практика, дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно – печатных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций, игр – имитаций.

Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр, включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно – творческих заданий, проявлять творческие фантазии. Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

Все большее распространение как средство здоровьесбережения получают также различные виды театрализованной деятельности.

В группах воспитатели оформляют Лист здоровья, Тетрадь закаливания.

Для планирования образовательной работы по данному направлению разработана картотека бесед о здоровье и картотека подвижных игр. Со стороны администрации проводится оперативный контроль:

- смотр информационных стендов

- система работы с родителями

- консультативный материал для родителей

- организация закаливания, утренней гимнастики, НОД по физической культуре, двигательный режим и т. д.

Итоги отражаются в картах контроля, справках, на педсоветах, оперативных совещаниях.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

В ДОУ имеется микрооздоровительный центр. В него входят физиотерапевтический и процедурный кабинеты, изолятор. Кабинеты оснащены современной аппаратурой : тубусный кварц, УВЧ, ингалятор аэрозольный, аппараты электросон, ультразвуковая ингаляция, аппарат «Витафон», люстра Чижевского.

В ДОУ имеется физкультурный зал, оборудованный пособиями – это гимнастические стенка и скамейки, баскетбольные корзины, маты, вертикальная стойка для метания, модульное оборудование, гимнастические палки, ленты, скакалки, обручи, различные массажные дорожки для профилактики плоскостопия как традиционные, так и нетрадиционные, сухой бассейн, массажные мячи, ортопедические мячи диаметром 45 – 65 см., заборчик из обручей для подлезания.

Для активизации двигательной деятельности детей на свежем воздухе (оборудована спортивная площадка – бревно, шведская стенка, камеры, баскетбольные кольца, яма для прыжков и др.) используем: резиновые, баскетбольные и волейбольные мячи, скакалки, волейбольную сетку, футбольные ворота, бадминтон, городки, мини-гольф, ходули, мини лыжи для занятий зимой, санки.

Для физического развития и оздоровления детей в каждой возрастной группе созданы физкультурные уголки. Они имеют свободный доступ и оснащены разнообразным спортивно-игровым оборудованием: кегли, мячи, скакалки, вожжи, мешочки для метания, кольцебросс, бадминтон, городки, дартс, баскетбольная мини-корзина, маски к подвижным играм и др.

В группах имеется нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия («Коррекционная дорожка», «Дорожка здоровья», «Лечебные цветы», «Здоровые ножки»; пособия:

• для самомассажа – носочки с нашитыми пуговицами для массажа стопы для развития дыхания «Бумажная вьюга»;

• для метания и развития меткости «Серсо», «Яблочки», «Попади в круг», «Ягодки»;

• для развития равновесия «Ходули», «Спираль», «Змейка»,«Мягкие бревнышки»;

• для прыжков «Классики»;

• для ОРУ «Эспандеры».

В группах оформлены дидактические игры по валеологии: «Валеология или здоровый малыш», «Малыши – крепыши», «Первая помощь», «Вокруг света» и др.

В каждой группе имеются плакаты «Строение человека», «Пищеварительная система человека», «Лабиринт витаминов». Также оформлен наглядно-дидактический материал «Что правильно, что неправильно», «Предметы гигиены», «Правила, чтобы победить болезнь», «Органы чувств человека», «Если малыш поранился», «Витамины для здоровья», «Тело человека».

Здоровьесберегающая среда в группах соответствует возрасту и педагогически целесообразна.

Здоровье во многом зависит и от взаимопонимания между родителями, медиками и педагогами, поэтому в связи с запросами современных родителей в ДОУ организуется работа с семьей : проводятся конференции с приглашением врачей – фтизиатров, консультации для родителей, семейные праздники, обобщается опыт семейного воспитания, выпускаются фотовыставки.

Родители помогают детскому саду в изготовлении нетрадиционного оборудования для занятий по физическому воспитанию. Многие в выходные дни стали заниматься точечным массажем, дыхательной гимнастикой, упражнениями на профилактику плоскостопия и на собственном опыте ощущают положительные результаты таких занятий.

Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.

Публикации по теме:

«Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ» Поиск и познание – начало всех начал, Познание – это начало здоровья. Н. Энкельман Современная система дошкольного образования претерпевает.

Консультация на тему «Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении» На развитие ребенка дошкольника в значительной степени оказывает влияние среда, наследственность и воспитание. Среда – это окружающее человека.

Консультация для старших воспитателей ДОУ «Организация оперативного контроля в дошкольном образовательном учреждении» 2 слайд Контроль в дошкольной организации – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Организация современной системы физического развития в дошкольном образовательном учреждении Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других, так как.

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.

Проектная деятельность «Организация здоровьесберегающей среды в группе» Актуальность. Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Одной из актуальнейших на сегодняшний день является проблема сохранения жизни.

Развивающий аспект речевой среды педагога в дошкольном учреждении. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех.

Система работы по музейной педагогике в дошкольном учреждении Система работы по музейной педагогике в дошкольном учреждении В системе культурологического и нравственно – патриотического образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы)
Опубликовано: 27 августа 2015 в 12:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Самигуллина (УИ 361463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД