Анастасия Сергиенкова
Особенности развития связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему «Особенности развития связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста»
Овладение связной речью происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей, раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Гвоздева и других. Анализ исследований обнаружил особенности, связанные с усвоением дошкольниками 4–7 лет типологических черт монологов–описаний.
Публикация «Особенности развития связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
В повседневной жизни, по мнению В. В. Гербовой, А. А. Зрожевской, у ребенка–дошкольника редко возникают естественные потребности в реализации описательной функции речи, поэтому такие ситуации следует специально создавать не только для того, чтобы ребенок овладел описательной речью, но и для активизации его словаря прилагательных.
Не все умения, необходимые для построения описания, фиксируются у дошкольников в стихийном опыте. Даже у детей 4–6 лет только начинают появляться умения определять объект описания; возрастная динамика развития данного умения незначительна, это свидетельствует о недостаточности стихийного речевого опыта детей для овладения данным умением.
Дети могут составить описание, не назвав его объект. Вот примеры описательных монологов детей пятого года жизни : «У нее головка. И еще рыжая шубка (длинная пауза). А тут. хвостик. И еще ушки другие. Она красивая» (Таня З., 4 г. 3 м.).
У дошкольников 4–6 лет практически сформированы умения соблюдать статичность описания (Т. И. Гризик); они интуитивно используют глаголы одного времени, эта черта описания присутствует практически во всех высказываниях детей.
По мнению исследователей (В. В. Гербова, Т. И. Гризик, А. А. Зрожевская, Т. Ткаченко, наиболее сложным для дошкольников при построении описания является соблюдение последовательности; описания детей чаще непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, определенный порядок перечисления признаков отсутствует.
Например, описывая куклу, ребенок старшей группы может начать описание с головы, а затем отметить особенности обуви куклы и вновь вернуться к голове: «Это кукла. Она тут с косичками с шариками. Она в туфлях зеленых. А платьице у нее красное. Гольфы голубые с белым. Волосы чуть–чуть коричневые. светло–коричневые» (пример из исследования Т. И. Гризик).
Нередко дети не знают, как начать, как закончить описание. Большинство описаний детей пятого и шестого года жизни не имеют завершающего предложения, в качестве завершения дети часто используют слово «все» : «Петух. Кукарекает. Поет. Хвостик. Лапки. Ротик. Горлышко. Гребешок. И хвостик. Глазки. Носик. И все». (Костя Т., 4 г., из исследования А. А. Зрожевской). Предложения в описаниях детей, как правило, бессвязны; чаще используются номинативные предложения: «Петух. Травка и цветочки. Такие зелененькие. Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Небо. Земля». (Маша Л., 4 г.).
Объем описаний детей невелик, но с возрастом дошкольники описывают более подробно, об этом свидетельствует динамика, проследить которую можно по таблице 1.1.1.1
Таблица 1.1.1.1
Объем описательных монологов у дошкольников
(данные А. А. Зрожевской [31])
Единицы монолога Среднее количество единиц монолога у детей
5–го года жизни 6–го года жизни 7–го года жизни
Предложения 5 7 11
Слова 11 28 42
Недостатком описаний детей является отсутствие в них яркого полного образа, что объясняется отсутствием наблюдательности (умения видеть существенные признаки объекта описания) и неумением пользоваться образными средствами языка (эпитетами, сравнениями, метафорами). Примеры, приводимые выше, достаточно ярко иллюстрируют эту особенность.
Педагоги–исследователи, изучавшие вопросы развития у детей дошкольного возраста монологической описательной речи (Т. И. Гризик, А. А. Зрожевская, О. С. Ушакова и др., единогласно отмечали, что для того, чтобы дети научились строить описание, они должны усвоить специфические функции описания, его особую перечислительную структуру и характерные для описания речевые средства, в том числе вариативность последовательности описания (Т. И. Гризик). Определяя содержание обучения данному типу монолога, они учитывали и возрастные особенности его усвоения дошкольниками, и необходимые для этого предпосылки.
Так, А. А. Зрожевская вполне обоснованно считала, что для построения описания дошкольникам необходима наблюдательность: способность выделять (замечать) признаки объекта описания, называть их. А для красочности описания, по мнению О. С. Ушаковой, дети должны овладеть образными средствами речи.
Обобщая результаты разных исследований, можно сформулировать задачи педагогического содействия, помогающего детям овладеть построением описания, составляющие содержание работы по развитию у детей описательной речи :
– развивать у детей наблюдательность (формирование умения видеть в рассматриваемых объектах части и признаки) и адекватно обозначать выделенные признаки словами;
– целенаправленно обогащать лексику детей названиями признаков предметов, обогащать речь образными средствами и предложениями описательного характера;
– формировать у детей умения выделять и называть объект описания;
– знакомить детей со структурой описания (начало, середина и завершающая часть, а также с различными видами последовательности описательных текстов (слева направо; справа налево; сверху вниз; снизу вверх; по кругу; в соответствии с методом сенсорного обследования);
– учить различным способам связи предложений в тексте (прямой повтор, повтор синонимический и местоименный, способ союзной связи).
В программных документах так подробно содержание не представлено. Однако наличие в программе задачи – развитие описательной речи (обучение составлению описаний) – предполагает ее наполнение конкретным «операциональным» (М. М. Поташник) содержанием.
В опыте развития речи– описания у детей, обобщенном как в практической деятельности, так и в научных исследованиях (А. М. Бородич, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, А. А. Зрожевская, Э. П. Короткова и др., предлагаются следующие методы целенаправленного развития у детей дошкольного возраста описательной речи (виды упражнений детей в описании) :
– описание предметов и объектов окружающего мира на основе их восприятия;
– описание предметов и объектов окружающего мира по представлению (из опыта);
– описание воображаемых (придуманных) предметов и объектов окружающего мира;
– описание картин (предметных, сюжетных и пейзажных).
Как видим, развитие описательной монологической речи предполагает опору на различные психологические процессы: восприятие, память, воображение. Начинать обучение дошкольников во всех методических источниках рекомендуется с составления описаний объектов, которые дети непосредственно воспринимают (видят, осязают, т. е. с описания на основе восприятия. Этот вид упражнений не только начинает обучение, но и остается в ряду других на протяжении всей работы по развитию монологической речи в дошкольном возрасте. С описанием предметов на основе восприятия соседствует упражнение в описании картин. Этот вид упражнений тоже строится на основе восприятия.
Описания на основе памяти и на основе воображения – более сложный вид упражнений для детей, поэтому они вводятся в обучение позже.
Выбор объекта описания немаловажен для организации обучения детей данному типу монолога. В качестве объектов для описаний могут служить : игрушки, предметы одежды, посуды, народного творчества. В. В. Виноградов рекомендует использовать для описания природные объекты и явления (плоды, цветы, деревья, времена года, листопад, ледоход, букеты цветов или листьев и т. п.).
Все перечисленные объекты могут использоваться для описания на основе восприятия, на основе памяти или на основе имеющихся представлений (дети их описывают, припоминая признаки). Эти же объекты могут быть воображаемыми, т. е. сконструированными детьми на основе накопленных у них представлений. На основе памяти и воображения интересным для детей является описание живых объектов природы (домашних питомцев и диких животных, которых описывать на основе восприятия не рекомендуется, т. к. привлекательность этих живых объектов будет затруднять процесс обучения составлению монолога.
Некоторые исследователи рекомендуют в качестве объекта описания использовать интерьер групповой комнаты или квартиры (В. В. Гербова, Т. И. Гризик).
Выбор объекта описания немаловажен для организации подготовки непосредственно образовательной деятельности по обучению детей описанию. Для первых детских попыток описания может быть использована игрушка с ярко выраженной индивидуальностью, например, «трогательно наивный, неуклюжий, с широко открытыми на мир глазами утенок», или необычной окраски котенок с забавным выражением мордочки; или зайчонок, имеющий кроме своих обычных признаков черты, делающие его непохожим на других зайчат.
Количество используемых объектов для описания в ходе одной НОД зависит от усвоения детьми описательных умений. Например, в технологии В. В. Гербовой вначале используется один объект описания : у детей формируется умение составлять описание на основе образца (2–3 НОД). Затем, по мере усвоения детьми умений описывать, берутся два объекта: педагог описывает один объект, а дети – другой. И, наконец, для того, чтобы каждый ребенок мог выбрать для себя свой объект описания, в процессе НОД могут присутствовать от 3–5 до 7–8 объектов.
Рассмотрим некоторые приемы, предназначенные только для развития описательной речи детей, приемы и их назначение. Развивать у детей наблюдательность и адекватно обозначать предметы и их признаки словами В. В. Гербова, А. А. Зрожевская и др. советуют предварительно (см. Таблица 1.1.1.2).
Дети под руководством взрослого учатся осматривать, выделять в окружающих предметах, объектах живого мира и их изображениях разнообразные признаки. Взрослые в процессе их рассматривания и приемов словарной работы обращают внимание детей на строение, цвет, форму, величину, материал, свойства и качества разных объектов. Кроме того, последовательность рассматривания может служить в будущем примером для последовательности описания. Это предварительный период обучения детей описанию, период накопления представлений об окружающих объектах и словаря признаков (названия самих объектов, их особенностей).
Таблица 1.1.1.2
Приемы решения задач развития у детей описательной речи
Содержание работы Методические приемы
Развивать у детей наблюдательность (формирование умений видеть в рассматриваемых объектах их особенности) и адекватно обозначать их словами — рассматривание с детьми окружающих предметов и объектов живого мира (или их изображений, выделяя в них строение, цвет, форму, величину, материал, свойства и качества;
— дидактические игры на наблюдательность
Целенаправленно обогащать лексику детей названиями признаков предметов, обогащать речь образными средствами и предложениями описательного характера — приемы обогащения и активизации словаря;
— упражнения в словообразовании, на подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов;
— прием отраженной речи;
— синтаксические упражнения
Формировать у детей умения выделять и называть объект описания — объяснение и показ;
— ситуации описания объектов разных видов со схожим набором признаков (сарафан и рубашка)
Знакомить детей со структурой описания и с различными видами последовательности описательных текстов — образец описания;
— план описания;
— моделирование
Учить различным способам связи предложений в тексте (прямой повтор, повтор синонимический и местоименный и способ союзной связи) — образец;
— прием отраженной речи;
— моделирование описательного текста
Педагог, направляя внимание дошкольников на последовательное выделение признаков объектов, учит их способам обследования, способам рассматривания. При этом в словарь детей вводятся разнообразные лексические средства, закрепляющие в сознании малышей представления об особенностях предметов. Позже умение увидеть в объекте описания его особенности будет основой для монолога.
Для развития наблюдательности детей используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось», «Что одинаковое и разное», «Найди два одинаковых предмета», «Угадай по описанию» (А. А. Зрожевская). В этих же играх дети учатся употреблять предложения описательного характера. В игре «Что одинаковое и разное» дети, сравнивая двух зайчат, могут употреблять такие конструкции: «У этого зайчонка зеленая жилетка, а у этого – рубашка и шортики» .
В игре «Кто больше увидит и назовет» у малышей при помощи фишек стимулируется более внимательное всматривание в предмет. Они замечают детали, их цвета, форму, величину и пр.
Для развития образности речи О. С. Ушакова рекомендует проводить словесные упражнения в использовании средств лексической выразительности. К подобным упражнениям можно отнести:
–упражнения в словообразовании, помогающие детям почувствовать разницу в оттенках слов при их изменении («Как можно изменить слово “нос”, назвать его по–другому, чтобы оно звучало ласково (звучало угрожающе?»;
–придумывание эпитетов (у куклы светлые, красивые и блестящие волосы, как по–другому сказать о них? какие волосы? (золотые);
–подбор сравнений (на что похожи глаза лисенка? на что похожи белые пятна на лапках котенка);
–подбор синонимов (зайка трусливый, как сказать об этом по–другому? какой он);
–выбор антонимов (скажи слово, противоположное слову «веселый», игра «Скажи наоборот»).
Содержание и методы подготовительной работы не только предшествуют, но и постоянно сопровождают обучение детей описанию предметов на основе восприятия.
В технологии, разработанной под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, предусматривающей комплексное развитие всех компонентов речи (связной речи, словаря, грамматики, звуковой культуры, данный период не предполагается, а развитие умений видеть признаки объектов проводится параллельно с обучением составлению монолога уже с детьми четвертого года жизни.
Формы обучения детей построению описания. Развитие описательной речи у дошкольников осуществляется как целенаправленно в форме занятий (НОД) и в образовательной деятельности во время режимных процессов в дидактических играх, так и стихийно (в процессе повседневного общения педагогов с детьми и детей друг с другом).
Задачи развития описательной речи у воспитанников решаются в процессе образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие», а также интегрируются во многие другие виды занятий, в ходе которых детей стимулируют к построению описательных текстов.
В процессе непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» дети побуждаются к описанию предметов окружающего мира, объектов и явлений природы, к составлению загадок о них.
В музыкальной деятельности после прослушивания музыкального произведения детям предлагается описать свои впечатления, чувства, вызванные прослушанным произведением, ответить на вопрос: «О чем рассказывает музыка?» (описание музыкальных образов).
В процессе изобразительной деятельности детей побуждают описать содержание своего будущего или уже готового рисунка.
Таким образом, содержание НОД различных образовательных областей содействует развитию у детей монологической речи.
Дидактическая игра как форма развития у детей монологической речи. В дошкольной дидактике созданы и используются дидактические игры, в ходе которых решаются задачи развития монологической речи. Это такие известные игры, как: «Угадай игрушку», «Узнай по описанию», игры–загадки, «Магазин игрушек», «Справочное бюро» и многие другие. В основном это игры, упражняющие детей в описании.
Дидактические игры могут включаться в ход НОД, а также проводиться как форма совместной деятельности воспитателя с детьми в различные режимные моменты: в утреннее время, на прогулках, вечером.
В какой бы форме не строилось обучение детей описанию, содержание любой формы условно подразделяется на две части: подготовка к обучению и непосредственное обучение. В каждой части используются свои методические приемы, соответствующие целям как подготовки детей к обучению построения описательной речи, так и самого обучения.
Подготовка к обучению детей описанию направлена на то, чтобы помочь им: определить объект или объекты описания, выделить их признаки в определенной последовательности; обогатить и активизировать необходимый словарь, в том числе образные средства (рассматривание объектов описания или беседа о них). Направленность подготовки к обучению описанию меняется в зависимости от вида заданий детям (см. табл. 1.1.1.3).
Таблица 1.1.1.3
Особенности подготовки детей к составлению описаний
Вид заданий Направленность подготовки
Описать объект окружающего мира на основе его восприятия Помочь детям «рассмотреть», увидеть особенности объекта описания – активизация и развитие восприятия
Описать объект окружающего мира из опыта детей, по представлению Помочь детям вспомнить особенности знакомых объектов описания – активизация и развитие памяти
Описать воображаемые (придуманные) объекты Помочь детям «придумать» объект описания и его особенности – активизация и развитие творческого воображения
Обучение детей составлению описаний – это «показ» им, как нужно описывать и упражнение детей в составлении монолога, поэтому его содержание состоит из: демонстрации образцов описания или обобщения способов действия (план рассказа, модели описательных текстов); упражнений детей в описании; коррекции недостатков детских описаний (оценка).
Критериями и показателями для оценки качества детских описаний служат :
— полнота описания (обозначение главных признаков, количество названных признаков объекта, точность их называния);
— структурированность, последовательность описания (логичность перечисления признаков, соблюдение описательной структуры);
— связность описания (использование различных способов межфразовой связи, согласованность слов в предложениях);
– образность описания (наличие в описании средств выразительности – эпитетов, сравнений, метафор и т. п., разнообразие используемых средств выразительности).
Следовательно формирование монолога требует целенаправленного обучения, развитие осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний.
Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут построить монологическое высказывание. Для их речи характерно употребление простых предложений, в которых используется небольшое количество слов (2 – 4) в различном порядке. Речь детей ситуативна и экспрессивна. В этом возрасте расширяется словарь, растет смысловое содержание речи. Младшие дошкольники могут выделять некоторые качества предметов. В конце младшего дошкольного возраста ребенок может использовать первые придаточные предложения. Но допускают много ошибок при построении предложений, определения действий и качества предмета.
Исследования психологов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия и др.) доказывают, что появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога–рассказа о пережитом и увиденном. Умение рассказывать на 5–ом году жизни еще только начинает формироваться. Речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Первые рассказы состоят из нескольких предложений.
В среднем дошкольном возрасте продолжается расширение словаря, объем которого значительно увеличивается. Ребенок начинает употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, и наречия. Возрастает количество придаточных предложений причины, условий и др.
Дети данного возраста могут составлять небольшие рассказы по картине и игрушке. Но обычно эти рассказы копируют рассказы взрослого. Ситуативность речи все же преобладает, хотя постепенно набирает развитие контекстная речь.
Для детей среднего дошкольного возраста достаточно сложно составить описание, особенно без наглядной опоры. Но в этом случае часто страдает мотив речевого высказывания (зачем описывать то, что и так все видят); дети не указывают объект речи. Реальный объект описания привлекает внимание ребенка, вызывает желание поиграть, по манипулировать. Дети обычно берут предмет в руки и совершают с ним разнообразные действия. Это также снижает речевую активность детей, способствует появлению в их речи указательных местоимений и наречий (тут, там, такой и т. д.). Описание характерных действий с объектом заменяется непосредственно показом. Для описательных высказываний детей 4–х лет характерно простое перечисление, отсутствие внутренней логики.
В свободных высказываниях детей 4 – 5 лет преобладают монологи повествовательного типа, т. к. динамика действий не вызывает у детей трудностей. Наиболее сложным является соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа.
В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает достаточно высокого уровня развития, благодаря развитию мышления, воображения, памяти. Рассказы детей становятся более богатыми по содержанию и форме. Они могут строить различные типы высказывания, следуя логике и структуре изложения. Но у многих детей рассказы не выражают эмоциональное отношение к объектам.
Таким образом, процесс становления и развития речи дошкольников проходит путь от ситуативной речи к контекстной, основным параметром которой является связность. Огромную роль связность играет в построении монологической речи. В дошкольном возрасте только начинается полноценный процесс овладения связной монологической речью, в том числе и описанию. Поэтому этот период является наиболее важным при развитии речи дошкольников.