Басковничева Надежда
Театрализованная деятельность как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность- как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития»
Аннотация
Одним из важнейших факторов музыкального развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) является, в первую очередь -эмоциональность, от которой в дальнейшем зависят все последующие приобретаемые музыкальные навыки. В настоящее время существует проблема первого знакомства детей с музыкой, зачастую дети впервые знакомятся с музыкой лишь придя в дошкольное учреждение, что замедляет работу музыкального руководителя, т. к. прежде чем заниматься развитием тех или иных музыкальных навыков, в первую очередь нужно вызвать у детей интерес вообще к музыке, как к токовой.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети с ЗПР в первую очередь нуждаются в развитие эмоциональности. Театрализованная деятельность, упражнения по развитию артистизма, становятся главной составляющей развития музыкальных способностей детей с ЗПР.
Используемые упражнения и инсценировки, педагог без напряжения сможет поддержать детскую отзывчивость и интерес к музыке, и к музыкальным занятиям, что положительно сыграет на развитие ребенка.
Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению упражнений и инсценировок с детьми с ЗПР. Будет полезна и легка в применении музыкальным руководителем в качестве эффективной формы организации музыкальной деятельности детей, а также будет легка в использовании воспитателями и родителями.
Введение
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с отклонениями в развитии. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей, при которых могут возникнуть проблемы с приобщением их к музыке, и здесь очень важную роль будет играть именно театрализованная деятельность, и упражнения по развитию эмоциональности.
У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие речи, или полное ее отсутствие (младший возраст, проблемы с овладением основных видов движений, а также апатия ко всему происходящему, либо гиперактивность. Дети не знают и не умеют проявлять себя.
Чтобы помочь детям в проявлении себя в музыке, в выявлении способностей к музыке, урегулировании эмоционального фона, а также комфортности пребывания в коллективе, несомненно помогут инсценировки и упражнения на развитие эмоциональности. Они помогут комфортному пребыванию ребенка в дошкольном учреждении, дадут эмоциональную комфортность, вызовут интерес к музыке и станут основой к овладению музыкальными навыками.
Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – театрализованной деятельности.
Важность театрализованной деятельности, упражнений и игр на развитие эмоциональности в том, что они помогают развить эмоциональную сферу ребенка, дают ребенку почувствовать себя комфортно и НУЖНО в коллективе, развивают интерес к музыке, подводят к творческой самостоятельной деятельности и дают задел на будущее освоение детьми музыкальных навыков.
Педагогическая ценность театрализованной деятельности в том, что она открывает перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Цель: развивать музыкальные способности, эмоциональную сферу, речевые умения, двигательные навыки.
Задачи:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации
- развивать эмоциональную отзывчивость и творческую активность
- воспитывать коммуникативные навыки и доброжелательное отношение друг к другу
- создать атмосферу комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении и коллективе
- вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности
- развивать воображение
Стоит отметить, что использование ИКТ и просмотр спектаклей или телепередач на данную тему, также побуждает детей к проявлению себя в театрализованной деятельности.
Для успешной реализации данных задач я приведу ниже несколько упражнений успешно используемых мной в педагогической деятельности.
Стоит сказать, что использовать их можно не только в досуговой, или индивидуальной деятельности, но и применять на музыкальных занятиях, а также, как минутки отдыха и игровой деятельности.
Упражнение «Мотылек»
Способствует снятию напряжения, развитие звуко-высотного слуха, развитию воображения, коммуникативные навыки.
Ручка ребенка – это мотылек. Рука движется хаотично: вверх, вниз, в сторону, но достаточно активно (постоянно колеблется, как мотылек). При движении рукой ребенок произносит или любой звук, или «пррр» (на усмотрение педагога, важно участие всех детей, а также, чтобы голос ребенка соответствовал положению руки: если мотылек полетел вверх – то и голос постепенно с ним движется вверх и т. д. На первоначальном этапе, конечно можно играть без звуков, но в дальнейшем обязательно нужно их подключить. Также стоит отметить, что тело должно двигаться за рукой: если «мотылек» полетел вверх, то ребенок привстает на носочки, если летит вниз, то садится на корточки и т. д.
Упражнение «Страшилка»
Развивает мимику детей, воображение, правильность дыхания, голосовой динамики, артикуляция.
На слоги «ба - ва- га- да», дети пугают (игрушку, воспитателя. Героя, на усмотрение педагога) слоги должны произноситься 4 раза подряд без остановки, с увеличением динамики к последнему произнесению (т. е. четвертое произнесение будет самым громким, на первом этапе лучше всего проговаривать слоги с движением рук (во время произнесения руки «Крутят колесо», а последнее 4-ое произнесение «летит»-руки вперед, можно обыграть это, как произнесение заклинания, и тогда уже пользоваться вместо рук волшебной палочкой. Когда упражнение хорошо усвоено детьми, можно менять в слогах ударение (на второй слог, на третий и т. д.)
У детей с ЗПР мало развита мимика, по этому можно предложить детям напугать (злого героя и т. п, как правило именно в этом упражнение «на пугание», у детей проявляется эмоциональность в личике.
Игра «Здравствуйте»
Развивает коммуникативные навыки.
Предложить детям поздороваться не своим голосом, а голосом животного.
Дети ходят врассыпную и должны поздороваться с каждым ладошкой, постепенно в этой игре нужно увеличивать темп, когда дети усвоили игру они, не сталкиваясь должны здороваться ладошкой на бегу, не задевая друг друга. Когда игра полностью усвоена, можно давать разные темпы, поочередно меняя их.