Первухина Любовь Алексеевна
Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Инженерно- техническая школа имени дважды Героя Советского Союза
П. Р. Поповича
(дошкольное отделение, ул. Черняховского, д 15, корп. 3)
Материал для публикации
по теме: «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятиях».
подготовила музыкальный руководитель
Первухина Л. А.
Публикация «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятия» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Москва, 2018 г.
В настоящее время в стране всё больше и больше расширяется сеть дошкольных образовательных речевых учреждений для детей с нарушением в развитии. Связано это с тем, что большинство речевых и интеллектуальных нарушений у человека выявляется в дошкольном возрасте.
Важной задачей комплексного педагогического, психолого- логопедического и лечебно-оздоровительного воздействия на детей дошкольного возраста с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция их неречевых и физиологических процессов с учётом их индивидуальных способностей.
Для детей с речевой патологией отклонения в психическом развитии являются специфичными. Вопрос формирования у детей психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности детей дошкольного возраста перерастает в актуальную проблему. Недостатки данного аспекта в коррекциоиной работе с детьми отрицательным образом сказываются на результатах коррекционного обучения детей страдающих данным нарушением.
Наше дошкольное образовательное учреждение успешно старается с помощью логопедической ритмики решать данную проблему. В детском саду № 500 средства логопедической ритмики включаются в музыкальные занятия. На музыкальном занятии высококвалифицированный и опытный музыкальный руководитель Фёдорова М. В. с тридцатилетним опытом педагогической работы, широко и целенаправленно использует логопедическую ритмику, тем самым решая ряд задач как в процессе всего курса обучения, так и в течение очередного занятия. Материал для логопедической ритмики музыкальный руководитель отбирает соответственно возрасту ребёнка, в сочетании его физического, психического, индивидуального развития. Знание диагноза заболевания того или иного ребёнка в процессе подготовки к такому коррекционному музыкальному занятию с элементами логоритмики обязательно. Отбор музыкального, игрового, словесного материала в нашем дошкольном учреждении соответствует требованиям программы воспитания детей, их интеллектуальным и образовательным процессам. Коррекционные задачи решаются в зависимости от речевых расстройств, нарушений темпа и ритма речевой и двигательной деятельности, расстройства психических функций (памяти, мышления, внимания). Речевые и психомоторные проблемы довольно часто встречаются у наших воспитанников. Нарушается внимание, проявляется гиперактивное поведение, возникают трудности при выполнении произвольных движений. Особое внимание на таких занятиях уделяем детям с нарушением моторики, артикуляционного аппарата, речь которых тихая, невнятная. У детей с нарушением психомоторного развития наблюдается слабое развитие мимических мышц и мимики, часто встречается нарушение дыхания (речевое, физиологическое). Среди детей такой группы встречаются дети с нарушением коммуникативного поведения. Поведение такого ребёнка стереотипно, ребёнок испытывает беспричинные страхи, волнения, тревоги. Музыкальный руководитель, проводя такого рода музыкальные коррекционные занятия с элементами логоритмики, руководствуется следующими задачами: - совершенствование общей и мелкой моторики, развитие и укрепление
координации движения, укрепление мышечной ткани ног и рук.
- развитие памяти, внимания, слуха, зрительного восприятия.
- формирование правильного фонетико-фонетического восприятия и звукопроизношения.
- развитие пространственных представлений.
- развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальный руководитель руководствуясь данными задачами усложняет задачи от занятия к занятию постепенно. Дети выполняют упражнения в игровой форме и по подражанию. На таких занятиях применяем элементы костюмов (зверей, птиц, сказочных героев любимых сказок).Наши дети любят наряжаться в сказочных персонажей таких, как : колобок, котик, курочка, петушок, цветок, собачка, принцесса, король. К речевым животным, с которым знакомится ребёнок с самого раннего возраста относится петушок, кошечка, рыбка, зайчик. На логоритмических занятиях широко используются образцы русского народного творчества, тем самым происходит знакомство малыша с народной культурой. Многочисленные русские народные песни, попевки, потешки, прибаутки, игры благоприятным образом играют на духовное, нравственное и гармоническое развитие ребёнка. Развиваем чувство ритма и темпа, включая в такого рода занятия игру на деревянных ложках, бубнах, трещётках. Выполняя колебательные движения ложками на счёт «раз» в каждом такте стучат ритм «тихо» и «громко» в игре «Тихо, тихо ручки хлопают».
Наши дети очень любят исполнять колыбельные песни. А если на занятии присутствовала игрушка котик, то можно впоследствии уложить её спать и самим отдохнуть. Релаксация на таком занятии необходима. Колыбельная песенка «Баю-баюшки -баю» - яркий тому пример. Дети поют колыбельную песенку, укладывают спать котика и сами укладываются на ковре «спать», вытягивают ноги, закрывают глаза. Затем дети произносят потешку: «Доченька, просыпайся, солнышку улыбайся. Здравствуй, девица, здравствуй,красная» дети потягиваются, пробуждаются. Множество движений с речью наши дети выполняют на такого рода занятиях, и это приносит положительные результаты. Это следующие игры с речью: «Ехали гусары.»,«По дорожке ровной, гладкой.», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами.» и другие. Дети выполняют поскоки, прыжки, бег, имитируют езду на лошадях. Слово и движение органично влияет на развитие опорно-двигательной системы и развивает артикуляционный аппарат. С большим интересом наши дети играют в русскую народную игру «На бабушкином дворе», где дети имитируют движения и образ петушка, кошечки, лошадки, курочки.
Мелкую моторику наши дети развивают, играя в игру «Послушные пальчики», «Домики»,«Мягкие ручки», «Гладим кошку».
Таким образом, осуществляя контроль за детьми во время движения, пения, словесного текста на музыкальных занятиях с элементами логоритмики, мы видим положительные результаты регулярного и целенаправленной) процесса коррекционной работы с детьми с речевой и интеллектуальной направленностью. Заметно улучшается координация движений, моторика, психофизические и речевые процессы.