Оксана Добрецова
Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности детей с ЗПР (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания, низкая мотивация к речевой деятельности и др.) усложняют данную задачу и требуют поиска новых форм и методов формирования связной речи.
Публикация «Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работу по развитию речи и коммуникативных умений у данной категории детей необходимо проводить в тесной связи с их эмоциональным и социально-личностным развитием, с формированием представлений о себе, об окружающей действительности, поэтому для реализации поставленной цели был разработан проект "Фоторепортёры".
Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи с детьми с ЗПР может начинаться с простого нераспространенного предложения и постепенно усложняться, переходя к связному краткому рассказу.
Деятельность в рамках проекта осуществляется в процессе повседневной деятельности (сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулка, режимные моменты, в ходе игровых занятий, экскурсий, походов. Дети выступают в роли фотографов, участников фотосъёмок, а затем фоторепортёров, рассказывающих о произошедших событиях и своих впечатлениях сверстникам, опираясь на сделанные фотографии.
Родители принимают активное участие в процессе подготовки фотоисторий (рассказов) из личного опыта детей («Как я провёл выходные», «Первое выступление» и т. д., создают фотоколлажи, фотоальбомы, серии последовательных фотографий вместе с детьми.
Специально организованные игровые занятия, направленные на развитие связной речи, проводятся 1 раз в неделю. Дети имеют возможность рассказать о значимых для них событиях, своей семье, любимых играх в форме репортажа, рассказа.
Рассказывание по фотографиям, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей, является доступным, понятным, эмоционально привлекательным видом речевой деятельности для дошкольников с ЗПР и позволяет им построить план речевого высказывания, правильно определить последовательность событий и составить связный рассказ.
Представленный проект является частью коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи и осуществляется во взаимосвязи с другими направлениями развития связной речи дошкольников.
Цель проекта: формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире;
- развивать способности детей самостоятельно составлять цельное и связное высказывание на основе овладения детьми рассказом (рассказ из личного опыта, рассказ по фотографии, рассказ по серии фотографий);
- развивать планирующую и обобщающую функцию речи путем стимулирования детей к вербальному программированию предстоящих действий и оценке её результатов;
- обучать рассказыванию по фотографиям, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- развивать у детей чувства эмоционального удовлетворения от выполненной деятельности;
- развивать способности детей к рассказыванию о собственных впечатлениях;
- формировать коммуникативные умения.
Длительность: октябрь 2017 г. – май 2018 г.
В реализации проекта принимают непосредственное участие :
1. Родители детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР;
2. Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР :
В проекте принимают участие 8 детей и их родители.
Деятельность в рамках проекта строится в соответствии со следующими принципами:
- Систематичности и последовательности;
- Доступности;
- Наглядности;
- Личностно – ориентированного подхода к воспитанию детей.
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит формирование и совершенствование речевых высказываний детей.
В процессе разработки проекта был составлен план взаимодействия с родителями воспитанников:
- консультации "Моя первая история" (Как составить связный рассказ, "Расскажи-ка о. " (Методы и приёмы, используемые при обучении рассказыванию) и т. д. ;
- подготовка фотоисторий, создание фотоальбомов о событиях из жизни ребёнка;
- разработка памятки для родителей "Расскажем вместе" (составление рассказа о событии);
- выпуск детско-родительских стенгазет ("Квест-поход" и др.);
- знакомство родителей с циклом игр, направленных на развитие связной речи;
- просмотр и обсуждение видеосюжета "Расскажем обо всём на свете".
А также определены формы работы с воспитанниками: игровые ситуации, игровые занятия, сюжетно-ролевые игры ("Репортёры", "Фотографы" и др., беседы, создание фотоколлажей, знакомство с техническими средствами (микрофон, фотоаппарат).
Реализация проекта продолжается, но можно отметить первые результаты: в рассказах детей появились такие фразы, как: "Я вам расскажу", " Мне очень понравилось", "Мне запомнилось" и др. ; отмечается высокая заинтересованность детей, усложняются речевые высказывания детей.
Итогом реализации проекта предполагается создание видеосюжета "Расскажем обо всём на свете" для родителей воспитанников, позволяющего увидеть успехи и достижения детей.