Светлана Чулкова
Самоанализ «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной, пополнение активного словаря и формирование культуры речи.
Публикация «Самоанализ „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. Она способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Большую часть времени дети дома проводят у телевизора и компьютера, они разучились играть, а ведь это важный навык, которому следует учиться. Из – за этого страдает фантазия, концентрация внимания, творческая активность, способность образно мыслить. Поэтому мне как педагогу важно чтобы ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В театрализованной деятельности ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Воспитание потребности духовного обогащения ребёнка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – всё это делает проект актуальным на сегодняшний день.
Для определения творческих способностей детей, провела диагностику.
Проанализировав результаты диагностики, сделала вывод, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
С целью выявления заинтересованности родителей в театрализованной деятельности было проведено анкетирование родителей.
Анализ анкет дал возможность выявить степень заинтересованности родителей в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Результаты опроса детей и родителей показали:
1. Недостаточная эмоциональность детей. Очень часто дети бывают «зажаты», скованные.
2. Несформированные умения детей в «актерском мастерстве». Не умеют использовать мимику, жесты, речь не четкая, интонация зачастую отсутствует.
3. Поверхностные знания детей о различных видах театра в детском саду.
4. Недостаточное внимание родителей к детской театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы увидела в реализации проекта.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление.
3. Формировать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
4. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности.
5. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
6. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.
I этап – подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы; наглядного материала (иллюстраций, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий, технического и материального оснащения данного проекта.
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы, заинтересовать каждого темой проекта. Встреча с родителями в «семейной гостиной».
З. Провести анкетирование родителей. Цель: определение отношения родителей к организации театрализованной деятельности в группе, их готовность пополнить эти знания.
4. Провести диагностику детей с целью выявления творческих способностей.
Чтобы обеспечить планомерность и систему работы, был составлен перспективный план по организации театрализованной деятельности.
II этап – основной, в котором познакомила детей с театром. Рассказала детям о том, что это за место, зачем туда приходят люди, что в театре интересного, как нужно себя вести во время представления, чтобы не мешать другим и ничего не пропустить. Ребята с большим интересом просмотрели презентацию «Путешествие в театр». Применение презентации сделало занятие не только привлекательным, но и усилило усвоение материала.
Посещение театра – всегда праздник. И каждый раз, когда к нам, в детский сад, приезжает театр, для детей это особенная радость.
Они с огромным удовольствием наблюдают за тем, что им показывают. Дети на спектаклях реагируют на происходящее очень эмоционально, искренне.
Они стремятся предупредить положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, ликуют, когда все заканчивается хорошо. В этот момент и происходит формирование базовых этических понятий. Восторг от просмотра у всех, в группе ребята на перебой рассказывают мне о том, что больше всего их впечатлило. Дома дети тоже делятся своими впечатлениями с домочадцами, даже проигрывают увиденное с куклами и другими членами семьи.
В своей работе широко использую игровую технологию. Детям играть легко. Игра для ребенка — естественное состояние, не требующее напряжения, не знающее комплексов. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движениям. Побороть робость, регулировать поведение ребёнка мне помогали режиссерские игры. Предлагала ребятам устроить театральное представление, показать небольшой сюжет из сказки для всех детей. И вот эти детки становились режиссёрами, актёрами используя разные виды настольного театра. Создавалась творческая атмосфера, которая помогала раскрыться каждому ребенку.
Концептуальность проекта заключается в использовании театрализованной деятельности в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка.
Свои занятия строила таким образом, чтобы не только знакомить с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями. А чтобы детям было полнее понять образы сказочных героев, использовала иллюстрации разных художников к одинаковым сказкам или произведениям.
На занятиях по конструированию изготавливали реквизиты к сказкам. В группе организовали выставку детских рисунков, выполненных совместно с родителями под названием «Мои любимые сказки». Семейные рисунки получились яркие, красочные и каждый рисунок отражал сюжет сказки. Всё это позволяет детям лучше запоминать и закреплять содержание сказок.
Чтобы такая строгая наука, как математика, стала интересной, проводила её в форме театрализованного представления. Каждую неделю к детям приходили персонажи математического театра. Через театрализованную деятельность детям легче было усваивать знания, запоминать цифры, получать первые представления о времени, пространстве, а самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение.
Работая над актерским мастерством, использовала этюды на выражение основных эмоций. Чтобы дети могли видеть себя в различные моменты театрализованной игры предлагала им посмотреться в зеркало.
Дети с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию.
Чтобы заинтересовать своих ребят новыми знаниями, чтобы им захотелось на время превратиться в смешную, веселую обезьянку или сходить в гости к дедушке и бабушке, и помочь им замесить тесто, утреннюю гимнастику проводила в форме театральной игры. Дети одновременно получали информацию и двигались, они познавали окружающий мир, учились любить его и действовать в нем.
Немаловажную роль в реализации проекта играют родители. Они становятся первыми и главными моими помощниками. Родители играют роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлению костюмов и атрибутов. Кроме того, творческое взаимодействие с родителями дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей
В ходе совместной деятельности у родителей возникло желание пополнить центр театрализованной игры в нашей группе. И вот на очередной встрече с родителями в «семейной гостиной» мы решили организовать конкурс «Театр своими руками».
Родители проявили творчество: связали, нарисовали, смастерили из пластмассовых бутылок персонажей театра. Театр стал ярким, привлекать внимание детей.
Театрализованное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Первое выступление «для родителей» организовала в форме совместного праздника для детей и взрослых, где все играют и веселятся на равных правах. Дети и родители показывали сказку «Теремок». Сказка была тем хороша, что героям не надо было говорить, заучивать текст, а только выполнять действия по тексту показывая характер персонажа. Дети и родители остались довольны праздником.
Как любят мои ребята импровизировать. Вот они построили теремок из больших модулей. По желанию сами выбрали себе роль, одели маски и началась сказка. Все звери пришли в теремок, остался один медведь, ребята смотрят на Максима, но он решил стать леопардом, который приехал из Африки. У нас получилась сказка с другим концом. Во время инсценировки ребята сами придумывали диалоги, самостоятельно искали выразительные интонации.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Предлагала детям подержать куклу в руках, хорошенько рассмотреть и узнать из какой она сказки.
Чтобы развить воображение, фантазию, речь детей, предлагала выбрать кукол из разных сказок и придумать с их участием что-то новое. Разыгрывание подобных сказок эмоционально раскрепощает детей, повышает уверенность в себе. А как важно для ребёнка, особенно робкого поверить в свои силы. Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться.
В процессе игры с куклами детям предоставляла возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. Роль игрушечного персонажа они изображали преимущественно, используя свои средства выразительности: интонацию, мимику. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входил в образ, перевоплощался в него.
На III заключительном этапе провела контрольную диагностику детей. Подводя итог, могу сказать о том, что в ходе театрализованной деятельности многие дети смогли преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, стать более раскрепощенными. Опрос родителей подтвердил эффективность моей работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей играть в театрализованные игры, но и показывать сказки другим.
Итог всей нашей совместной работы над проектом был представлен в виде фотовыставки «Мы актёры», показа сказки «Красная Шапочка»
презентации на педагогическом совете.
Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию.