Елизавета Ложникова
Материалы по формированию временных представлений у детей средней группы
▼ Скачать
Материалы по формированию временных представлений у детей средней группы
Ложникова Елизавета Викторовна
Оглавление
Программные задачи
Методика формирования представлений о времени у детей средней группы
Дидактические игры
Художественное слово
Основными задачами по выработке временных представлений являются :
Учить различать контрастные части суток: утро – вечер, день – ночь; затем смежные: утро – день, вечер – ночь.
Публикация «Материалы по формированию временных представлений у детей средней группы» размещена в разделах
Учить свободно, ориентироваться в контрастных и смежных частях суток.
Учить выделять последовательность частей суток и правильно определять "вчера", "сегодня", "завтра"
Методика формирования временных представлений
как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.
Временные понятия "сегодня", "завтра", "вчера" носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: "Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?"
Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх ("Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее"). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.
Игры и упражнения для формирования представлений о времени.
Части суток
Упражнение «Когда это бывает?»
Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал : тематический набор картинок (части суток).
Варианты заданий:
1. Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день?
Что вы делаете ночью (днём?
Какое сейчас время суток?
2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
Игра «Сутки»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
Работа с часами «СУТКИ» :
Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал : часы с 4 секторами ( картинки: утро, день, вечер, ночь)
Ход игры:
Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т. д.)
Обращаем внимание на положение солнца:
-Утром становится светло, солнышко поднимается.
Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т. д.)
- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.
Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т. д.)
- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.
Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)
Ночью темно, светит луна.
Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.
Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.
Задания для детей :
Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: (Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т. д.)
Игра «Назовите пропущенное слово»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.
Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.
Игра «Назовите соседей»
Цель – закрепление последовательности частей суток.
Ход игры: Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.
Игра «Части суток»
Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал : 4 картинки (утро, день, вечер, ночь, подборка стихотворений.
Ход игры:
Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.
Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.
Игра «Что вы делали»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.
Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.
Вчера, сегодня, завтра.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель – познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал : разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Обозначаем цветом (полоски) : сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»
Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал : полоска (блок, разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.
Ход игры:
Педагог показывает детям блок и объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.
Например:
- Что мы делали сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.
- Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.
- А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.
Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, закрепление представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал : мяч
Ход игры: Педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу …сегодня).
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять…
Вы ходили в парк…
Мы будем читать книгу…
Игра-задание «Что было раньше, что потом»
Цель- закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.
Материал : набор картинок.
Ход игры: Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.
Времена года.
Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал : мяч.
Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Игра «Сравни».
Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал : опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)
Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.
Игра с мячом «Продолжай»
Цель – закреплять умение называть признаки времён года.
Материал : мяч
Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.
Игра «Четвертый лишний»
Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал : картинки из д/пос. «Времена года»
Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.
Упражнение «Назови времена года, месяцы»
Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Материал : картинки из д/пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)
Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы, называет их.
Художественное слово
Время суток
Утро День
Над рекой заря встаёт Солнце в нее высоко
На дворе петух поёт. До заката далеко
Умываются котята, Зёрна в норку тащит мышь.
Просыпаются ребята. Учит азбуку малыш.
Вечер Ночь
Солнце красное зашло. В небе звёздочки горят.
Белка прячется в дупло. Птицы спят и рыбки спят.
Дрёма в гости к нам идёт, Спят цветы в саду на грядках,
Сказку он с собой ведёт. Ну, а мы в своих кроватках.
Назови время суток :
На лугу цветы проснулись, Молоко лакает кот,
Мы в кроватках потянулись. Нас на кухне ждёт компот.
Стали птицы тише петь, За стеной шуршат мышата,
Сели мы кино смотреть. Спят игрушки и ребята.
Времена года
Первой к нам ЗИМА идёт, За зимой – второй – ВЕСНА.
Новый год она ведёт. Говорят: «Весна – красна».
Третьим – ЛЕТО всё в цветах А четвёртой ОСЕНЬ…
И с малиной на кустах. Лес наряд свой сбросил.
Назови время года
Встал на лыжи Барсучок, Синие проталинки
Барсучок весёлый. На лесной дорожке.
Подхватил свой рюкзачок. Сбросил Зайка валенки
И помчался в школу. И надел сапожки.
Знает синий мотылёк, На колючего Ежа
Что похож на цветок. Листья падают кружа.
Мотыльку летать приятно, Завернётся в листья он
Киски с ним играть занятно. И увидит сладкий сон.
Утро, день, вечер, ночь…
Утро, день, вечер, ночь-
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями
И помочь маме.
Сутки
Сын спросил у мамы-утки:
— Мама, кто такие сутки?
И куда они летят?
И вернутся ли назад?
— От побудки до побудки
Пролетают-тают сутки,
Улетают в никуда,
Исчезают без следа…
Так сказала мама-утка.
Сын спросил:
— А их малютки?
Много ли у них сутят?
Вместе ли они летят?
— Да, у суток есть малютки.
Называют их минутки.
Друг за дружкою подряд
День и ночь они летят. –
Сын взволнован не на шутку:
— Мне хоть на одну минутку
Хоть глазочком бы взглянуть!
— Что ж, внимательнее будь.
Только что…
— Как? Неужели?
— Две минутки пролетели.
— Где? Когда?
— Да вот с тех пор,
Как ведем мы разговор.
Утро
Над рекой заря встает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
День
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Вечер
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет.
Ночь
В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.