Подоситникова Наталья
Консультация для родителей «Формирование временных и пространственных представлений у детей 5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №62 комбинированного вида
«Формирование временных и пространственных представлений у
детей 5 лет».
Воспитатель
Подоситникова Наталья Витальевна
Голицыно
01.02.2019
Публикация «Консультация для родителей „Формирование временных и пространственных представлений у детей 5 лет“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей.
Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий - низкий, длинный - короткий, понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево - направо, о расстояниях (близко-далеко, об их отношениях (ближе - дальше, о местоположении (в середине).
Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.
Для развития пространственной ориентировки вы можете использовать следующие игры и упражнения:
1. «Расскажи что справа, слева».
2. «Двигайся по команде» (используйте сюрпризный момент).
3. «Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы».
4. «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (разные) по величине».
5. «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что дальше».
6. «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем) плане».
7. «Иди по плану (карте) пути (ориентировка по карте, нарисованной родителями (от подъезда до стола во дворе, от качелей до дерева)»
8. «Найди предмет в комнате по отметке на схеме. Скажи, где ты нашел предмет».
9. «Найди на плане все предметы, которые есть во дворе».
10. «Размести по схеме игрушки на полках в шкафу».
При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т. д.).
Для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера» можно использовать словесные дидактические игры и игровые упражнения, например:
1. «В музыкальный зал мы ходили.» (вчера).
2. «Занятие по математике у нас было.» (сегодня).
3. «Рисовать мы будем.» (завтра) и т. п.
Для уточнения понятий «быстро — медленно» также используем упражнение «Закончи предложение» : (предлагаются пары слов) :
1. Черепаха ползет, а заяц скачет…
2. Пешеход идет, а машина едет …
3. Жук летит, а гусеница ползет…
4. Поезд едет, а машина…
При знакомстве с днями недели объясняем детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Остановимся на некоторых средствах развития временных представлений у старших дошкольников. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую модель недели.
Такие временные понятия как минута можно демонстрировать по песочным часам и секундомеру.
При знакомстве с часами детям можно предложить следующие задания : нарисуй циферблат; назови по порядку числа; покажи часовую (минутную) стрелку; если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на 1, значит, времени – …; если времени половина пятого, то где будут стоять часовая и минутная стрелка. Для закрепления представлений о разных временных понятиях используем следующие дидактические игры и упражнения:
1. «Вставить пропущенное число» : времен года, частей суток, дней недели, месяцев в году, в каждом времени года месяцев, в часе… минут.
2. «Наоборот» : дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п., определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
3. «Короче – длиннее» : неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год?
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик».
Формирование временных и пространственных представлений с помощью авторских методик.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса : какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ : «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой). Затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы : какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Дидактическая игра «Этажи»
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.